Специальная оценка условий труда и аттестация рабочих мест – сходства и отличия

На смену аттестации рабочих мест с января 2014 года пришла новая процедура, регламентированная законом № 426-ФЗ – спецоценка условий труда.

В чем суть СОУТ?

Спецоценка предполагает проведение комплекса мероприятий, призванных выявить на рабочих местах факторы, оказывающие потенциально опасное воздействие на сотрудников. По итогам проведения СОУТ условиям труда присваивается определенный класс, в соответствии с классификацией установленной Приказом № 33н.
Порядок и цели проведения обеих процедур во многом совпадают. Также как и АРМ, СОУТ проводится с целью:
  • разработать и внедрить комплекс мероприятий, призванных улучшить условия труда работников;
  • информировать работников об условиях, созданных на их рабочих местах;
  • организовать медосмотр персонала;
  • обеспечить установленные трудовым законодательством гарантии и компенсационные выплаты.
Также как и раньше организация проведения спецоценки является обязанностью работодателя, который привлекает компанию, уполномоченную на проведение СОУТ, заключая с ней договор. Прежней осталась и периодичность, с которой должна проводиться спецоценка (5 лет). Однако, вместе с этим, процедуры АРМ и СОУТ имеют ряд отличий.

Различия СОУТ И АРМ

Процедура АРМ была отменена, в связи с ее непродуктивностью, поскольку она не позволяла достигать основных целей, для которых была предназначена – улучшать условия, в которых трудятся сотрудники предприятия. Спецоценка призвана решить эти проблемы и поэтому, несмотря на кажущуюся схожесть порядка проведения двух этих процедур, СОУТ имеет существенные отличия:
  • Предметом исследования АРМ были, как правило, вредные производства. Новая процедура спецоценки призвана исследовать все опасности, которые могут навредить работнику (включая ситуации и действия), нанести травму или ухудшить его здоровье. В новой процедуре оценки травмоопасности рабочего места, оборудованию и производственному процессу, уделяется внимание наравне с вредными условиями труда.
  • Новая процедура СОУТ предполагает сбор и централизованное хранение данных о состоянии здоровья работников, динамика изменений которого, даст возможность принимать решения о последующем режиме его труда и необходимости отдыха. Такие данные сохраняются в конфиденциальном режиме.
  • Появился новый порядок декларирования. Он касается рабочих мест, на которых не были выявлены вредные факторы. Проведение измерений для них не предусмотрено.
  • Сократился до шести месяцев срок, в течение которого должна быть проведена спецоценка рабочих мест.
  • Процедура обнародования результатов СОУТ изменена. Теперь обнародовать отчеты необходимо в течение 30 календарных дней после его утверждения.
  • Новым законодательством определены требования к предприятиям, которые могут заниматься проведением СОУТ.
  • Изменились требования к составу комиссии, принимающей участие в спецоценке. Теперь в ее состав не могут входить представители организации проводящей оценку.

Изменение ответственности

Размеры штрафов за нарушение нормативных требований значительно возросли. Их размер может доходить до 200 тыс. руб.

Введена административная ответственность для организаций, а также экспертов, которые проводят спецоценку. Ранее такая ответственность не применялась. Сейчас административному штрафу могут быть подвергнуты должностные лица организации оценщиков, в случае нарушения порядка проведения спецоценки (от 20 до 100 тыс. руб.).

Помимо этого, существует возможность лишения эксперта сертификата, позволяющего осуществлять спецоценку, на срок свыше 10 лет.

Таким образом, новая процедура СОУТ выделена в отдельный институт, который представляет собой более комплексный подход к оценке условий труда, затрагивая вопросы, связанные с охраной труда, социальным обеспечением сотрудников, планированием бюджета организации в части улучшения условий труда.
Была ли полезна статья?
Да Нет
Свой вариант
1 раз была полезна

Возврат к списку