Избежать штрафов и сэкономить миллионы поможет «удалённый» эколог

RUSSIAN BUSINESS GUIDE {ИЮНЬ 2022}

В современном мире уже никого не удивляет практика аутсорсинга. Так работают программисты, юристы, переводчики, не говоря уже об оказании таких бытовых услуг, как, например, клининг или охрана. Однако спектр делегирования непрофильных функций сторонним организациям постепенно расширяется. Так, компания «Экологические услуги» оказывает полный цикл услуг на аутсорсинге в сфере экологии: аудит, экологическое проектирование и экологическое сопровождение. О преимуществах такого сотрудничества для бизнес-сообщества мы беседуем с генеральным директором «Экологических услуг» Олегом Дорониным.


 

Олег Доронин, генеральный директор компании «Экологические услуги»

– Насколько востребованы сегодня услуги экологического сопровождения, и кто в них нуждается?

– Нуждаются практически все компании, но далеко не каждая из них, скажем так, отдаёт себе в этом отчёт. По нашему опыту, а мы присутствуем на рынке экологических услуг с 2008 года, примерно для 80% предприятий информация о том, что у них имеются обязательства перед государством в части экологической отчётности, является неожиданностью. Около 18% наслышано, так как они сталкивались с проверками, получали предупреждения или штрафы. И лишь 2%, в большинстве своём это иностранные компании, всегда выполняют все требования законодательства от и до. У двух последних категорий, как правило, есть либо штатный эколог, либо другое ответственное лицо, которое занимается этими вопросами. В том числе это может быть и специалист-фрилансер.


– Как возможно, что предприятия годами функционируют, не сталкиваясь с проверками?

– Раньше это было связано с нюансами в законодательстве. Согласно правилам, в первые три года существования юридического лица оно не подлежит экологическим проверкам. И этой лазейкой многие пользовались – просто через три года меняли юрлицо и продолжали работать дальше на том же месте. Но с 2018 года были внесены изменения: теперь на эко- учёт ставят не юрлицо, а сам адрес предприятия. Поэтому сейчас неважно, кому принадлежит компания и как она называется: если по конкретному адресу расположена, например, автомойка, то её и будут проверять независимо от владельца.


– Как клиенту понять, что для него выгоднее: штатный специалист или сотрудник вашей компании? В чём преимущества «удалённого» эколога?

– Преимущества весьма веские – это цена и гарантии. К примеру, зарплата штатного эколога составляет в Москве или Санкт-Петербурге ориентировочно 50 тыс. рублей в месяц. В регионах поменьше, но всё равно не менее 25-30 тыс. руб. Прибавьте сюда 43% налогов, необходимость обустройства рабочего места и покупки оборудования, плюс к этому стоимость времени руководителя, который должен хотя бы раз в неделю взаимодействовать с сотрудником, ставить ему задачи, контролировать их выполнение. Кроме того, эколога крайне желательно регулярно отправлять на обучающие курсы, чтобы он повышал квалификацию: экологическое законодательство – мало того что весьма специфическая область, так ещё и очень быстро меняется. Добавим сюда также человеческий фактор. Любой сотрудник, даже самый лучший, – живой человек, он может что-то забыть, уйти в отпуск или на больничный. А заменить его некем, никто больше не разбирается в хитросплетениях экологических требований и отчётов. А если вдруг штатный специалист упустил что-то важное, то максимум взысканий – это его увольнение. А штрафы всё равно придется оплатить – и немаленькие. В среднем это 300-350 тыс. рублей, а по некоторым позициям штрафы могут достигать и 1 млн руб. Работа фрилансера, конечно, стоит дешевле, но, как правило, в этом случае возникает много проблем с ответственностью и отсутствием гарантий. У нас же средняя стоимость ежемесячного сопровождения колеблется в пределах 10-15 тыс. руб. При этом мы не уйдём в отпуск, не заболеем, не будем отпрашиваться по семейным обстоятельствам, потому что у нас в компании работает несколько специалистов-экологов. Кроме того, мы гарантируем, что в случае выставления внезапной претензии надзорных органов мы её либо снимем, либо, если случится что-то уж совсем из ряда вон выходящее, компенсируем заказчику сумму штрафа.


– Какие виды работ выполняют ваши специалисты в рамках экологического сопровождения?

– Мы предлагаем большое количество различных работ в рамках комплексного сопровождения. Это формирование раз- личных отчётов (например, отчёт по форме 2-ТП [отходы, воздух, водхоз]), расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду, услуги по разработке и получению комплексного экологического разрешения (КЭР) для объектов, разработка и реализация программы производственного экологического контроля (ПЭК), ведение журналов отходов, заполнение и сдача деклараций и ещё много различных направлений. Кроме того, по запросу клиента мы про- водим бесплатный аудит, фиксируем имеющиеся нарушения и, соответственно, предлагаем программу по их устранению.


– Много находите нарушений?

– Да, много. На 10 аудитов, как правило, лишь у 1-2 предприятий документация в относительном порядке, есть какие-то небольшие, легко устраняемые недочёты. И это касается компаний, входящих в те 20%, которые знают о необходимости экологических отчётов. А чтобы все документы были в наличии и правильно оформлены – это очень большая редкость. За всю мою практику, более 12 лет работы, по пальцам можно пересчитать такие предприятия. И здесь дело не только в отсутствии регулярной работы: само по себе экологическое законодательство очень подвижное, меняется несколько раз в год. И конечно, штатный специалист, как правило, не может отслеживать все актуальные изменения. Тем более что зачастую он обычно нагружен ещё чем-то: например, ведёт охрану труда или другие направления. Иногда из-за этого нам приходится устранять недостатки в режиме скорой помощи. Но не всегда даже мы можем спасти ситуацию. Есть, например, ряд документов, которые сдаются в определённые календарные даты (в частности, экологический сбор – в апреле, плата за негативное воздействие – тоже в начале года и так далее). Задним числом такие проблемы решить невозможно. Поэтому я всегда и призываю клиентов к профилактическим мерам: заранее провести аудит, всё проверить, оформить, не ждать, пока нагрянет проверка.


– Дифференцированы ли пакеты услуг для различных компаний или существует единый стандарт оказываемых вами услуг?

– Да, различия существуют. Согласно законодательству, имеется четыре категории предприятий, которые присваиваются в зависимости от рода их деятельности и, соответственно, от степени воздействия на окружающую среду. Наиболее обширный и сложный перечень документов готовится для 1-й категории (особо опасные производственные объекты), самая лёгкая документация у 4-й категории. Но по факту таких объектов мало, как правило, 70% – предприятия 3-й категории, 25% – это 2-я категория, оставшиеся 5% – 1-я, самая сложная.


Кстати, у одного юридического лица может быть несколько объектов с разными категориями. Например, нефтяная компания, у которой есть нефтебаза, при этом автозаправка и что-то ещё. И это нужно учитывать.

– А что касается различных лабораторных исследований?


– Непосредственно такие исследования мы не выполняем, но у нас есть проверенные сертифицированные партнёры-лаборатории, с которыми мы работаем много лет. Поэтому мы можем либо оказывать комплексную услугу – с подготовкой технического задания, измерением и расчётом необходимых параметров, – то есть взаимодействие по принципу одного окна, либо рекомендовать клиентам надёжные организации. К сожалению, бывает, что протоколы исследований выполнены настолько некачественно, что надзорные органы отказываются их принимать. Поэтому мы всегда обращаемся к проверенным специалистам, гарантирующим качество. Но в любом случае это всегда решение и выбор заказчика.


– Приведите, пожалуйста, примеры успешных кейсов взаимодействия.

– Сегодня мы ведём более 80 компаний, некоторые работают с нами уже по 9-10 лет. В их числе – группа компаний «Элком». Они занимаются торговлей и поставками промышленного оборудования. А обратились они к нам после проверки; когда вскрылись нарушения, им пришлось выплатить крупный штраф и расстаться со штатным экологом. Мы провели аудит двух компаний холдинга и стали с ними работать дальше. А через некоторое время узнали, что у них имеется ещё три компании, там также есть нарушения, и успели подготовиться перед проверками. Вот пример того, что необходимо учитывать все объекты на одном предприятии или все юрлица в одном холдинге. Ещё один наш постоянный клиент «Хлебтранс» – крупная транспортная компания, во времена СССР она была монополистом, развозила хлеб по всему тогда ещё Ленинграду и области. Мы стали сотрудничать, когда её штатные специалисты, опытные, но пожилые, ушли на пенсию. Нам также удалось вовремя устранить недостатки и избежать штрафных санкций перед проверкой. С тех пор все вопросы решаем в рабочем порядке, без авралов. Также среди наших давних заказчиков – деревообрабатывающий комбинат «Тосно». Изначально он обратился к нам за оформлением паспортов отходов, теперь же мы занимаемся всем экологическим блоком предприятия.


– С какими регионами вы работаете: только с Санкт-Петербургом и Москвой или к вам могут обратиться, например, клиенты с Урала или Приморья?

– В настоящее время значительная часть наших клиентов – из Москвы, Санкт-Петербурга, а также Московской и Ленинградской областей, так исторически сложилось. Хотя есть, например, заказчики и с Чукотки – мы ведём для них восемь аэропортов. В планах на ближайшее будущее – расширять географию нашего присутствия в российских регионах, потому что оформление подавляющего большинства документов возможно удалённо по всей России. Нюансы есть только в части работ, где требуется согласование на местах. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, государство не планирует снижать планку экологического контроля, скорее, наоборот, он будет ужесточаться. Упрощается преодоление излишних административных барьеров: дифференцированы требования к предприятиям различных категорий (ранее они были практически одинаковы, к примеру, что для автомойки, что для металлургического комбината). И это хорошо и правильно. Но отчёты, проверки и, соответственно, штрафы никуда не денутся. И чтобы избежать лишних расходов и сэкономить время, мы предлагаем воспользоваться нашим опытом, профессионализмом и гарантийными обязательствами!


Издатель: ООО «Бизнес-Диалог Медиа».

Открыть PDF версию интервью.


Подробнее об услуге «Экологическое сопровождение»

 

Остались вопросы по статье?

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на услугу можно обратившись по почте office+57974@ecolusspb.ru или по номеру 8-800-500-81-25.