Лицензия на обработку отходов
Статья полезна компаниям, которые занимаются обращением с отходами, а конкретно – обработкой. Итак, мы рассмотрим, что такое лицензия на обработку отходов и как на сегодняшний день ее получить.
Работа с отходами способна негативно влиять на людей и окружающую среду. Поэтому эта деятельность регулируется на уровне законодательства. Одной из таких мер служит лицензирование деятельности, связанной с обращением с отходами.
Под обращением с отходами подразумевается комплекс из 6 различных операций (см. рисунок ниже).
Рис. Состав деятельности по обращению с отходами
Целесообразно сначала определить, что входит в понятие "обработка отходов".
Обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку. (ФЗ №89 "Об отходах производства и потребления"). Термин также приводится в "ГОСТ 30772-2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения":
Обработка отходов - деятельность, связанная с выполнением каких-либо технологических операций, которые могут привести к изменению физического, химического или биологического состояния отходов для обеспечения последующих работ по обращению с отходами.
К обработке относят к тому же разложение отходов - деятельность, связанную с выполнением биохимических, биологических, физико-химических операций над опасными отходами, приводящих к возможности их утилизации.
Интересно то, что в ГОСТ дается определение и "переработки отходов", которое даже при вдумчивом сравнении сложно отличить от определения обработки отходов:
Переработка отходов - деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами для обеспечения повторного использования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов.
Поэтому рекомендуем ориентироваться на определение из Федерального закона.
Ранее обработка отходов входила в общий термин "использование отходов", который подразумевал обработку и утилизацию. Однако со вступлением в силу ФЗ №203 от 29.06.2015 обработка отходов стала отдельным видом деятельности. Для примера к обработке отходов относится извлечение крупного мусора от общей массы, отбор макулатуры и стекла, сортировка мусора по материалам.
чрезвычайно- (I), высоко- (II), умеренно- (III), мало- (IV) и практически неопасные (V) отходы.
Согласно 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", под лицензирование попадает деятельность по обработке отходов I – IV классов опасности.
Важно. С 1 июля 2016 года предприятия сферы обращения с отходами I - IV классов обязаны работать с лицензией и несут административную ответственность, а именно, уплачивают штрафы или прекращают деятельность на период до 90 дней.
Лицензия на обработку отходов - это частный случай лицензии на обращение с отходами I - IV классов опасности. В самом документе указывается его обобщенное название (Лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности) и далее приводится пояснение по поводу видов обращения и классов опасности отходов, с которыми соискатель планирует работать.
Выдачей лицензий занимается Росприроднадзор. За услугу необходимо повторно уплатить государственную пошлину в размере 7500 рублей.
Если оба условия соблюдены, соискатель-лицензиат приступает к сбору пакета документов. Согласование лицензии проходит в трех инстанциях - ФБУЗ, Роспотребнадзоре, Росприроднадзоре.
Для начала собираются исходные данные. Сюда войдут:
Примечание. Как правило, обработка отходов – не единственная операция на предприятии по обращению с ними. Только на обработку лицензию, как правило, не получают, ведь этому обязательно предшествует сбор.
Далее материалы передаются во ФБУЗ , где проходят проверку на полноту представления и правильность оформления. Достоверность данных проверяется инспектором Роспотребнадзора на выездной проверке.
Если в ходе проверки ФБУЗ не было обнаружено каких-либо нарушений, заявителю выдается экспертное заключение о соответствии лицензируемой деятельности санитарным правилам и нормам.
Следующий шаг – направление экспертного заключения в Роспотребнадзор с целью получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии заявленной деятельности своду санитарных правил и норм.
Все результаты предыдущих двух этапов согласовываются в Росприроднадзоре.
Ко всем материалам перед подачей в Росприроднадзор прикладывается заявление, содержащее:
Общую информацию:
Дополнительную информацию, если оформляем именно лицензию на обработку отходов:
В заявлении можно попросить Росприроднадзор уведомлять о ходе работы по электронной почте. Материалы, подаваемые в Росприроднадзор через Интернет, подкрепляются усиленной квалификационной электронной подписью.
После подачи в течение 20 рабочих дней Росприроднадзор выезжает на площадку предприятия.
Во время выездной проверки инспектор оценивает состояние материальной базы, участие которой предусмотрено в работе с отходами. Затем проверяется наличие и профподготвка персонала, официально задействованного в сфере обработки отходов I – IV классов.
В случае любого из трех нарушений можно исправить ситуацию, повторно подав исправленные документы в течение 30 дней.
Любой из органов правомерно отказывает в услуге, если:
Лицензия на обработку отходов действительна до тех пор, пока:
Работа с отходами способна негативно влиять на людей и окружающую среду. Поэтому эта деятельность регулируется на уровне законодательства. Одной из таких мер служит лицензирование деятельности, связанной с обращением с отходами.
Под обращением с отходами подразумевается комплекс из 6 различных операций (см. рисунок ниже).
Рис. Состав деятельности по обращению с отходами
Разбираемся в терминологии
Целесообразно сначала определить, что входит в понятие "обработка отходов".
Обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку. (ФЗ №89 "Об отходах производства и потребления"). Термин также приводится в "ГОСТ 30772-2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения":
Обработка отходов - деятельность, связанная с выполнением каких-либо технологических операций, которые могут привести к изменению физического, химического или биологического состояния отходов для обеспечения последующих работ по обращению с отходами.
К обработке относят к тому же разложение отходов - деятельность, связанную с выполнением биохимических, биологических, физико-химических операций над опасными отходами, приводящих к возможности их утилизации.
Интересно то, что в ГОСТ дается определение и "переработки отходов", которое даже при вдумчивом сравнении сложно отличить от определения обработки отходов:
Переработка отходов - деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами для обеспечения повторного использования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов.
Поэтому рекомендуем ориентироваться на определение из Федерального закона.
Ранее обработка отходов входила в общий термин "использование отходов", который подразумевал обработку и утилизацию. Однако со вступлением в силу ФЗ №203 от 29.06.2015 обработка отходов стала отдельным видом деятельности. Для примера к обработке отходов относится извлечение крупного мусора от общей массы, отбор макулатуры и стекла, сортировка мусора по материалам.
Получаем лицензию
Всякий отход имеет класс опасности:чрезвычайно- (I), высоко- (II), умеренно- (III), мало- (IV) и практически неопасные (V) отходы.
Согласно 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", под лицензирование попадает деятельность по обработке отходов I – IV классов опасности.
Важно. С 1 июля 2016 года предприятия сферы обращения с отходами I - IV классов обязаны работать с лицензией и несут административную ответственность, а именно, уплачивают штрафы или прекращают деятельность на период до 90 дней.
Лицензия на обработку отходов - это частный случай лицензии на обращение с отходами I - IV классов опасности. В самом документе указывается его обобщенное название (Лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности) и далее приводится пояснение по поводу видов обращения и классов опасности отходов, с которыми соискатель планирует работать.
Выдачей лицензий занимается Росприроднадзор. За услугу необходимо повторно уплатить государственную пошлину в размере 7500 рублей.
Что требуется при оформлении
Изначально лицензиат обязан соблюсти следующие требования:- первое - владеть на законных основаниях зданиями, сооружениями помещениями, предназначенными и оснащенными для размещения и обезвреживания отходов;
- второе - официально обучить своих сотрудников, задействованных в обращении с отходами. Без прохождения обучения их деятельность считается незаконной; то же касается и самого соискателя лицензии, если он – ИП.
Если оба условия соблюдены, соискатель-лицензиат приступает к сбору пакета документов. Согласование лицензии проходит в трех инстанциях - ФБУЗ, Роспотребнадзоре, Росприроднадзоре.
Для начала собираются исходные данные. Сюда войдут:
- Учредительные документы;
- Пояснительная записка, в которую входят: аннотация, сведения о заявителе, описание работы по обращению с отходами на площадке, процессы-источники образования этих отходов, приложение с документами. В приложение входят:
- копии документов, о наличии зданий, сооружений, помещений, задействованных в работе с отходами;
- копии документов о праве использования оборудования, задействованного в обращении с отходами;
- копии документов о прохождении сотрудниками обучения по обращению с отходами и медицинских осмотров;
- если заявитель – ЮЛ, копия документа, удостоверяющего существование в компании сотрудника, в чьей компетенции допуск других сотрудников к операциям с отходами I – IV категорий.
Примечание. Как правило, обработка отходов – не единственная операция на предприятии по обращению с ними. Только на обработку лицензию, как правило, не получают, ведь этому обязательно предшествует сбор.
Далее материалы передаются во ФБУЗ , где проходят проверку на полноту представления и правильность оформления. Достоверность данных проверяется инспектором Роспотребнадзора на выездной проверке.
Если в ходе проверки ФБУЗ не было обнаружено каких-либо нарушений, заявителю выдается экспертное заключение о соответствии лицензируемой деятельности санитарным правилам и нормам.
Следующий шаг – направление экспертного заключения в Роспотребнадзор с целью получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии заявленной деятельности своду санитарных правил и норм.
Все результаты предыдущих двух этапов согласовываются в Росприроднадзоре.
Ко всем материалам перед подачей в Росприроднадзор прикладывается заявление, содержащее:
Общую информацию:
- наименование и контакты предприятия;
- ИНН;
- данные из ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
- реквизиты документа, доказывающего факт оплаты госпошлины;
- адрес фактической реализации лицензируемых работ;
Дополнительную информацию, если оформляем именно лицензию на обработку отходов:
- таблицу с перечислением образуемых/эксплуатируемых в ходе функционирования фирмы отходов, включающую их названия, классы, коды, а также перечисление работ, образующих деятельность по обработке отходов;
- реквизиты санэпидзаключения Роспотребнадзора о соответствии задействованной в обработке отходов материальной базы санитарным правилам и нормам.
В заявлении можно попросить Росприроднадзор уведомлять о ходе работы по электронной почте. Материалы, подаваемые в Росприроднадзор через Интернет, подкрепляются усиленной квалификационной электронной подписью.
После подачи в течение 20 рабочих дней Росприроднадзор выезжает на площадку предприятия.
Во время выездной проверки инспектор оценивает состояние материальной базы, участие которой предусмотрено в работе с отходами. Затем проверяется наличие и профподготвка персонала, официально задействованного в сфере обработки отходов I – IV классов.
Почему крайне важно внимательно собирать документы и готовиться к проверкам
Вам отказывают в приеме документов, если на любом этапе:- Документ (например, заявление) составлен не по образцу.
- Запрашиваемая информация в документах указана не в полном объеме.
- Обнаружена недостоверность усиленной квалифицированной электронной подписи соискателя.
В случае любого из трех нарушений можно исправить ситуацию, повторно подав исправленные документы в течение 30 дней.
Любой из органов правомерно отказывает в услуге, если:
- Представлена недостоверная информация.
- Не соблюдены изначальные условия предоставления лицензии (отсутствуют или не доказано право собственности на материальные объекты, задействованные в заявленных работах; отсутствует или не доказано разрешение работников на деятельность по обращению с отходами).
- При выездной проверке выявлены отклонения от представленных в документации сведений или нарушения изначальных лицензионных условий.
Лицензия на обработку отходов действительна до тех пор, пока:
- неизменные состав и фактический адрес площадки;
- не вышли законодательные "новшества".
Что следует изучить о лицензии на обработку отходов:
- Федеральный закон N 89-ФЗ от 24.06.1998 - здесь можно узнать о том, что такое отходы производства в целом, какая практика по обращению с ними регулируется и какие методы для этого применяются;
- Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 - в источнике описывается, как в целом проистекает процедура лицензирования именно деятельности по обращению с отходам, какие условия предъявляются заявляющей стороне, какие материалы запрашиваются;
- Приказ Минприроды России от 01.07.2016 N 379 - здесь можно ознакомиться более подробно с процессом оформления, повторного оформления лицензии на обработку отходов и другими процедурами, со сроками, причинами отказа, формами контроля, порядком обжалования и т.д.
Остались вопросы по статье?
Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на подготовку Лицензии на обработку отходов можно обратившись по почте office@ecolusspb.ru или по номеру 8-800-500-81-25.Лицензия на отходы