Экология на стройке: важные шаги и необходимые документы

 

Все объекты строительства очень отличаются своим предназначением и масштабом. Но совершенно любой объект строительства будь то газопровод, одноэтажный склад, гостиничный комплекс, торговый центр или многоэтажный дом - сталкиваются с необходимостью разработки и получением документов в сфере экологии. Это важно на всех этапах - от строительства до ввода в эксплуатацию.

Проектная документация на строительство объекта всегда содержит раздел мероприятий по охране окружающей среды (или ООС), в котором описывается и оценивается влияние объекта на окружающую среду на этапах строительства, пуско-наладочных работ (если имеются), после ввода в эксплуатацию.

 

Раздел ООС содержит:

  • Результаты оценки воздействия на окружающую среду;
  • Перечень мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия на период строительства и эксплуатации;
  • Результаты расчетов рассеивания;
  • Мероприятия отдельно по защите каждого компонента окружающей среды (воздух, вода, почвы и т.д.);
  • Перечень природоохранных мероприятий и расчет затрат на выполнение мероприятий.
  • Графические материалы (карты-схемы с источниками выброса; карты-схемы с результатами расчета рассеивания выбрасываемых веществ; карты-схемы с нанесенными точками, постами отбора проб воды и т.д.).

Раздел ООС вместе с остальными проходит экспертизу (сразу отметим, что она не требуется только лишь в случаях, указанных в частях 2, 3, 3.1, 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса).

Экспертиза может быть государственной, а может проводиться в специально аккредитованных частных организациях.

Для ввода в эксплуатацию построенного объекта необходимо подтверждение соблюдения требований охраны окружающей среды и экологической безопасности во время строительства данного объекта.

 

Поэтому именно на этапе стройки должны быть соблюдены следующие меры:

  1. Разработаны паспорта отходов.

Паспорта должны быть разработаны на те виды отходов, которые указаны в разделе ООС.

  1. Заключен договор на вывоз отходов с лицензированной организацией.

Так же необходимо своевременно осуществлять вывоз отходов и получать акты вывоза отходов с указанием объема и массы – они потребуются для подтверждения факта вывоза.

  1. Разрабатывается и ведется журнал учета движения отходов.

Журнал разрабатывается по приказу Минприроды 1028 и ведется ежеквартально.

  1. Объект необходимо поставить на учет НВОС.

Согласно критериям отнесения по Постановлению РФ №2398: объекты  капитального строительства сроком более 6 месяцев относятся к III  категории НВОС, объекты капитального строительства сроком менее 6 месяцев относятся к IV категории НВОС.

  1. В соответствии с полученной категорией необходимо вести отчетную документацию и подавать её в установленные сроки:
    1. Отчет 2-тп отходы в срок до 1 февраля года следующего за отчетным.
    2. Декларация о расчете платы разделы выбросы и отходы – плата вносится до 1 марта года следующего за отчетным, декларация подается до 10 марта года следующего за отчетным. (только для III категории НВОС)
    3. Отчет о ПЭК – до 25 марта года следующего за отчетным (только для III категории НВОС)
  2. Помимо отчетной документации необходимо разработать отдельные базовые проекты.

 

Программа экологического контроля (ПЭК), разработка НДВ и согласование до получения сан-эпид заключения, разработка и согласование НМУ.

Все обязательства по выполнению экологических проектов и сдаче отчетов на момент строительства возлагаются на компанию застройщика, работающую на площадке.

 

Напомним, что именно им потребуется отчитаться и предъявить всю документацию для сдачи объекта и его последующего ввода в эксплуатацию.

Зачастую компании хотят сделать все требуемые документы, когда этап строительства подходит к концу и необходимо сдавать объект. Вот тут и возникают трудности с вводом в эксплуатацию ввиду отсутствия документов.

Не все экологические документы можно подготовить в последний момент – особенно отчеты или акты вывоза отходов. Их сдать/сделать задним числом не получится. Поэтому мы рекомендуем не оставлять заботы об экологии на последний момент и лучше своевременно позаботиться об этом.

 

А как это сделать?

Можно нанять эколога в штат, а можно воспользоваться услугой экологического аутсорсинга, которая полностью решит проблему ведения экологических отчетов, разработки документации и постановки на учет объекта НВОС. Подробнее о том, что такое «экологический аутсорсинг» и как он может сэкономить ваши время и ресурсы, вы можете узнать по всплывающей подсказке в углу экрана или по ссылке в описании.

 

И кстати, не забывайте, что после завершения строительства объект необходимо снять с учета!

 

Видео «Экология в строительстве: важные шаги и необходимые документы»