Производственный экологический контроль
(ПЭК)

Цена: 30 тыс. рублей.
Срок: 5 рабочих дней.
Процесс: заключение договора и оплата, передача исходных данных для подготовки ПЭК (делает клиент), разработка ПЭК (делает инженер-эколог), согласование документа с клиентом, передача ПЭК клиенту.

Общая информация

Производственный экологический контроль (сокращенно – ПЭК) – это предписанные законом мероприятия организаций I-III категорий объектов, направленные на охрану окружающей среды, рациональное использование и восстановление природных ресурсов. Обязанность в проведении этих мероприятий возникает у организаций в связи с загрязнением природы в ходе хозяйственной и производственной деятельности.

Программой производственного экологического контроля называется документ, где изложены и спланированы все мероприятия по охране окружающей среды, которые ведут организации; описана их деятельность, результаты инвентаризации отходов, выбросов, сбросов; перечислены мероприятия производственного контроля в области отходов, выбросов, сбросов; методы и результаты отборов проб от источников загрязнения.

Назначение: итак, Программа ПЭК обеспечивает выполнение мероприятий по охране окружающей среды, аккуратное использование и восстановление природных ресурсов. Кроме того, ПЭК обеспечивает выполнение требований закона со стороны природопользователей.

Стоимость ПЭК

30 тыс. рублей

Существует ряд документов, регулирующих проведение ПЭК:
  1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (статья 67) – действующий документ
  2. Федеральный закон № 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха” (статья 25) – действующий документ
  3. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (статья 26) – действующий документ
  4. Проект приказа МПР №92 “Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля” – не вступил в силу (на 30.11.2017 г.)
  5. Проект приказа МПР “Об утверждении формы отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля и методических рекомендаций по ее заполнению…” - не вступил в силу (на 30.11.2017 г.).
  6. ГОСТ Р 56062-2014 “Производственный экологический контроль. Общие положения” – действующий документ (носит рекомендательный характер)
  7. ГОСТ Р 56061-2014 “Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля” - действующий документ (носит рекомендательный характер)


Кто обязан делать ПЭК: юридические лица и предприниматели, которые работают на объектах I, II, III категорий НВОС.

Как вести документы

Те, кто обязан выполнять производственный экологический контроль, разрабатывают программу ПЭК; хранят ее; выполняют производственный экологический контроль; отчитываются о его проведении (в форме Отчета по ПЭК) в территориальный надзорный орган - Росприроднадзор. (Источник: № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (статья 67 п.2))

Проблема в подготовке ПЭК экологами предприятий или инженерами-экологами проектных организаций заключается в том, что проекты приказов об утверждении Программы и формы отчета о проведении ПЭК с методикой его заполнения все еще не вступили в силу к концу 2017 года. Однако уже действуют изменения Федерального закона №7 о ПЭК.

При этом отчет о проведении Производственного экологического контроля необходимо предоставлять ежегодно до 25 марта, следующего за отчетным (источник: неутвержденный проект приказа МПР №92). Крайняя дата подачи ближайшего отчета – 25 марта 2018 года.

В сложившейся ситуации часть экологов уже добросовестно подготовили отчеты по неутверждённому проекту приказа МПР №92 и положили «в стол», чтобы в случае выхода утвержденной формы внести изменения в документ и отправить в Росприроднадзор к 25 марта. В случае, если приказ так и не вступит в силу, экологи планируют отправить отчет к сроку в том виде, в каком он есть (по неутвержденной форме).

Другая часть ответственных за охрану окружающей среды сотрудников компаний приняла решение ожидать утверждения приказа №92 и только после вступления в силу официального документа примутся за заполнение отчета.

На наш взгляд в обоих подходах есть смысл. Своим клиентам мы объясняем ситуацию и предлагаем два варианта развития событий, оставляя решение о подготовке Программы ПЭК, мероприятий по ее исполнению и подготовке Отчета за ними.

Подготовка Программы ПЭК и Отчета о ПЭК:

Содержание Программы ПЭК опубликовано в Федеральном законе №7, неутвержденном приказе №92 и в ГОСТ 56062-2014. Приводим первые два варианта (содержание ГОСТ приводить не будем, потому что ГОСТы носят рекомендательный характер и ими пользуются в случае, когда нет иных нормативных документов).

Федеральный закон № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”
“Программа производственного экологического контроля содержит сведения:
  1. об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
  2. об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
  3. об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
  4. о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
  5. о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
  6. о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.”

Проект приказа МПР №92
“Программа должна содержать разделы:
  1. общие положения;
  2. сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
  3. сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
  4. сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
  5. сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
  6. сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с
  7. законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
  8. сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.”

Проект приказа МПР “Об утверждении формы отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля…”
“Содержание отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля
  1. Общие сведения об организации и результатах производственного экологического контроля
  2. Результаты производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха
  3. Результаты производственного контроля в области охраны и использования водных объектов
  4. Результаты производственного контроля в области обращения с отходами
  5. Результаты производственного контроля в области использования и охраны земель
  6. Результаты производственного контроля в области охраны и пользования недрами
  7. Результаты производственного контроля за состоянием животного и растительного мира
  8. Результаты производственного контроля за реализацией программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды.”

Стоит отметить, что содержание самих разделов Программы ПЭК и Отчета весьма внушительны по объему (один Отчет состоит из 25 таблиц!), некоторые данные, которые необходимо отразить в новом ПЭК, дублируются в других отчетных экологических документах. В связи с этим и затянулся официальный выпуск приказов - была волна возмущений природопользователей по поводу завышенных требований к документу и исполнения самого производственного экологического контроля.

Когда и куда сдавать: В территориальный Росприроднадзор (в зависимости от принадлежности к региональному или федеральному надзору) ежегодно до 25 марта, следующего за отчетным.

Штрафы:

к санкциям, которым могут подвергнуться природопользователи при нарушении закона о ПЭК, можно отнести:
  • статью 8.1. КоАП РФ (Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов) – от 20 тыс. до 100 тыс. рублей.
  • статью 8.5. КоАП РФ (Сокрытие или искажение экологической информации) – от 20 тыс. до 80 тыс. рублей.

Обращайтесь за подготовкой Производственного экологического контроля. Будем рады помочь ответственным природопользователям!

Штрафы - это реальность

“Специалисты отдела надзора Росприроднадзора по СЗФО наложили штрафы общим размером 165 тысяч рублей на морской порт. За невнесение в установленные сроки платы за НВОС, отсутствие договора на водопользование, а также несоблюдение экологических требований при обращении с отходами.", - говорится в сообщении Росприроднадзора.”

“В Нижегородской области Росприроднадзор оштрафовал предприятия на 1,9 млн рублей
Управление Росприроднадзора в ПФО выписало штраф для нижегородских предприятий, которые загрязняют воздух.

Итоговая сумма взыскания определена в размере 1,9 млн рублей, проинформировали в пресс-службе надзорного органа. … По итогам мероприятий удалось выявить 49 нарушений, для их устранения оформили 24 предписания. Сумма наложенных штрафов превысила 1,9 млн рублей.”

"Росприроднадзор оштрафовал компанию на 1,4 млн рублей

Еще в октябре 2015 года Роприроднадзор провел расследование, по итогам которого выяснилось, что артель ведет работы на основе закончившегося 27 сентября 2015 года разрешения на выброс вредных веществ в атмосферу. В декабре того же года на артель был наложен штраф в размере 1 млн 440 тыс. руб. После этого руководство артели подало иск об отмене постановления, но в суде его отклонили. 26 апреля предприятие оплатило штраф.

Как сообщила заместитель начальника отдела информационно-аналитического обеспечения Росприроднадзора по Иркутской области, документов не было на 8 объектах."

"В рамках государственного экологического надзора в Тульской области предприятие привлечено к административной ответственности за нарушение требований в области охраны атмосферного воздуха (отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух).

Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 180 тыс.руб., сообщает пресс-служба правительства Тульской области.”

"За загрязнение воздуха и несоблюдение правил обращения с отходами предприятие должно заплатить 122 000 рублей штрафа. Как установила Орская межрайонная природоохранная прокуратура, на никелевом заводе оборудование по очистке газов и контроля за выбросами в атмосферу эксплуатировалось с нарушением законодательства.

Не соблюдались на предприятии и экологические требования при обращении с отходами производства, не велся их учет и производственный контроль за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу. Не обнаружили проверяющие и инструкции по эксплуатации и обслуживанию установок очистки газа."

“Департамент Росприроднадзора по СЗФО признал виновным СНТ во Всеволожском районе Ленобласти в нарушении специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе реки Невы. Садоводству назначен штраф в размере 200 тыс. рублей”

“В Омске мебельная фабрика и предприятие по производству резинотехнических продуктов были оштрафованы на 180 тыс. руб. по ст. 8.1 КоАП за отсутствие разработанных проектов ПДВ. Также министерство природных ресурсов обратилось в Октябрьский суд с требованием ограничить выбросы этих предприятий.”

"Департамент Росприроднадзора по ПФО оштрафовал должностное и юридическое лица предприятия на 110 тысяч рублей за нарушение ст. 8.2 КоАП РФ. Предприятие организовало транспортирование отходов IV класса опасности с помощью подрядной организации, которая не имеет лицензии на их транспортирование.”

"В Тверской области Росприроднадзор оштрафовал предприятие на 1,5 млн рублей Штраф за несоблюдение природоохранных норм воды был выписан муниципальному предприятию весной 2016 года. За нарушение норм добычи воды, сброс сточных вод, отсутствие паспортов отходов и невнесение платы за вредное воздействие на окружающую среду предприятие должно было заплатить 500 тысяч рублей.

Но указанная сумма предприятием выплачена так и не была. В связи с этим инспекторы Управления Росприроднадзора выписали ещё один штраф за неуплату первого. Согласно КоАП новый штраф должен быть в два раза больше неоплаченного. Теперь коммунальное хозяйство должно выплатить 1,5 миллиона рублей."

"Управление Росприроднадзора по Республике Коми привлекло к административной ответственности нефтяную компанию за загрязнение нефтепродуктами участка леса за пределами факельного хозяйства, на производственной территории по добыче нефти.

По результатам проведенных специалистами филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по СЗФО» лабораторных исследований проб почв установлено превышение содержания нефтепродуктов по сравнению с фоновым показателем в среднем в 145,5 раз.
В настоящее время Управлением Росприронадзора по Республике Коми производится расчет ущерба, причиненного почвам, для предъявления юридическому лицу для возмещения."

Законодательные акты для ПЭК

онлайн версия
онлайн версия
онлайн версия
онлайн версия
онлайн версия
онлайн версия
Словарь терминов Скрыть Нажмите, чтобы узнать подробности

Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) - контроль, который осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов. А также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.


Инвентаризация отходов производства и потребления - это систематизация сведений об обращении с отходами на территории предприятия, их классах, объеме и составе отходов.


Инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в водные объекты - это систематизация сведений о поступлении сбросов загрязняющих веществ в водные объекты от хозяйственной или (и) иной деятельности предприятия, о количестве и составе сбросов, о технических средствах по обезвреживанию сбросов, массе сбросов загрязняющих веществ.


Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (инвентаризация выбросов) - это систематизация сведений о распределении источников загрязнения на территории предприятия, о количестве и составе выбросов.

Компании, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.


План-график производственного лабораторного контроля - разработанный для предприятия план-график (как правило, в виде таблицы), которого необходимо придерживаться, для соблюдения установленных нормативов выбросов/сбросов и других факторов (шума, пыли и так далее).


Дипломы и сертификаты компании «Экологические услуги»

Статьи по теме:

КОММЕНТАРИИ О НАС

Оставить свой комментарий
Ната Рогожинская
(27.11.2015 11:12:11)

Татьяна Григорьевна, спасибо большое за теплые слова! Мы все очень рады, что помогли Вам! :)))
Полякова Татьяна Григорьевна
(27.11.2015 11:11:37)

Спасибо большое, коллективу "ЭУ" ,вы мне очень помогли . И я самостоятельно (с вашей помощью )смогла сделать отчеты. Вы ЛУЧШИЕ )))))))))