Лицензия на сбор отходов: рассмотрим процедуру получения документа

Статья будет интересна предпринимателям и сотрудникам компаний, чья деятельность связана со сбором отходов.

Определение сбора отходов

Уточним для начала, что такое сбор отходов и что в него входит.

По ФЗ-89, сбор отходов - это прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.

Сбор отходов – это составная часть деятельности по обращению с отходами (см. рисунок ниже).

Сбор отходов - один из видов деятельности по обращению с отходами

Рис. Обращение с отходами как комплекс различных работ (на картинке не добавлен еще один вид обращения с отходами - накопление)

Обязательно ли оформлять лицензию на сбор отходов?

Законодательство России заставляет компании и предпринимателей, занятых сбором отходов I-IV классов, получать лицензию на эту деятельность (89-ФЗ, 99-ФЗ).

Формально получается не лицензия на сбор отходов, а лицензия на обращение с отходами I – IV классов опасности, в самом документе конкретизируются виды обращения с отходами и классы опасности.

Поэтапное получение

Лицензирование – трудоемкий процесс, в ходе которого предприятие работает с большим количеством исходных данных, взаимодействует с различными органами власти. Разберем, что нужно делать, пошагово.

1. Соблюдаем лицензионные требования

Необходимо подготовить контейнерную площадкуВыявляем все виды отходов, которые компания планирует собирать. Классифицируем их – получаем на каждый вид паспорт отхода.
Обеспечиваем площадку всем необходимым оборудованием для сбора отходов.

Техника для сбора варьируется в зависимости от стандартов отрасли и свойств отходов. Наиболее распространены контейнеры:

  • стационарные;
  • передвижные;
  • с возможностью сортировки (активно используются в медицине);
  • специализированные (например, для ртутных ламп).

Для контейнеров должны быть оборудованы контейнерные площадки.

С 4 июня 2017 вступает в силу СП 262.1325800.2016 – правила проектирования и строительства контейнерных площадок для промышленных и транспортных предприятий. В них приведены ограничения на физические характеристики контейнерных площадок предприятий. Вот некоторые из них:

  • площадь не более 23 000 м2;
  • контейнеропоток не более 50 000 ДФЭ грузов в год,

    Примечание: в ДФЭ ("Двадцатифутовый эквивалент") измеряется вместимость грузовых средств, в т. ч. контейнеров;

  • единовременно на площадке не может находиться более 1 000 ДФЭ;
  • ярусов складирования не более четырех.

На промышленной контейнерной площадке должны находиться:

  • территория для хранения контейнеров;
  • место для разгрузки/погрузки транспорта (грузовой фронт);
  • подъездные пути и проезды;
  • крытое помещение для ремонта контейнеров;
  • ливневая канализация;
  • системы безопасности;
  • устройства освещения.

Обучаем работников.

Учебные центры за основу своих курсов берут две программы, которых требует придерживаться наше государство:

  • "Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами"- для управленцев и специалистов;
  • "Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами" – если работник не управленец и не специалист.

При нарушении хотя бы одного из этих трех условий (наличие паспортов отходов, оборудования, обучения сотрудников) лицензию получить не удастся.

Лицензия на сбор отходов I – IV классов требует прохождения предприятием экологической экспертизы и получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам имущества, которое будет задействовано в этой деятельности (Приказ Роспотребнадзора N 224). Поэтому сначала необходимо согласовать "право" заниматься сбором отходов в двух инстанциях: ФБУЗ и Роспотребнадзоре.

2. Собираем документы и отправляем во ФБУЗ:

Учредительная документация;
Пояснительная записка, которая должна включать:

  • аннотацию;
  • сведения о соискателе и его основной деятельности;
  • сведения о работах по обращению с отходами;
  • пояснение, какие рабочие процессы приводят к образованию отходов;

Прикладываем к пояснительной записке копии документов, которые подтверждают соблюдение всех лицензионных условий для работ по сбору отходов, а именно:

  • наличие зданий и помещений, участие которых предполагается в заявленных работах;
  • профподготовку и профпригодность работников, занятых в сборе отходов;
  • для соискателя-ЮЛ наличие сотрудника, который отвечает за допуск остальных сотрудников компании к работе с отходами I - IV классов.

ФБУЗ изучает документацию, затем выезжает на предприятие, чтобы сравнить написанное на бумаге с реальной обстановкой в компании.

Если не обнаружено расхождений с предоставленной информацией и нарушений лицензионных условий, ФБУЗ выдает экспертное заключение о соответствии санитарным правилам и нормам, а конкретно СанПиН 2.1.7.1322-03 и СП 2.1.7.1386-03. Экспертное заключение на вид деятельности не имеет срока действия.

Обычно согласование во ФБУЗ занимает приблизительно месяц. По закону эта процедура не может длиться дольше двух месяцев.

3. Получаем санэпидзаключение в Роспотребнадзоре

Заявление на получение санитарно-эпидемиологического заключения составляется путем заполнения установленной формы (можно найти в Приложении 1 Приказа Роспотребнадзора N 775). К заявлению прилагается экспертное заключение из ФБУЗ, и все передается в местный Роспотребнадзор.

В течение 30 календарных дней (20 – если материалы подавались в электронном виде) специалисты Роспотребнадзора изучают представленную документацию на удовлетворение следующим требованиям:

  • комплект документов предоставлен полностью;
  • все предоставленные документы оформлены правильно;
  • содержание отвечает требованиям законодательства и включает всю запрашиваемую информацию;
  • вся информация достоверна, факты не противоречат друг другу;
  • испытательная лаборатория имеет аккредитацию в должной области;
  • результаты экспертизы показали, что заказчик не нарушает в процессе своей деятельности санитарные правила и нормы;
  • предприятие-соискатель исследовано по всем необходимым параметрам, при этом ФБУЗ придерживался только законных методик.

Положительным результатом рассмотрения поданных материалов является санитарно-эпидемиологическое заключение, которое свидетельствует, что оборудование, помещения и сама деятельность удовлетворяют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.

Основанием возврата документов на доработку являются: ошибки в оформлении документов, неполная комплектность и расхождение содержания с реальностью.

Роспотребнадзор вправе отказать в последующем рассмотрении и в услуге в целом при отсутствии или ложности данных о заказчике в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, а также при обнаружении недостоверной информации в экспертном заключении и других документах, связанных с экспертизой.

Теперь, когда мы подготовили всю исходную базу и оформили необходимые документы, обращаемся непосредственно за лицензией в Росприроднадзор.

4. Получаем лицензию в Росприроднадзоре

Для этого заполняется заявление (пример можно посмотреть в Приказе Росприроднадзора от 16.03.2016 N 132).

Если лицензируется деятельность, которая включает сбор отходов, то к заявлению прикладываются:

Лицензия на сбор и транспортирование отходов 3, 4 классов опасности
  • перечень отходов, с которыми работает предприятие, с указанием названия, номера по классификационному каталогу отходов, класса опасности каждого и операций, где задействован отход или группа их;

  • реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения, которые было получено в Роспотребнадзоре.

Всю документацию можно подать через Интернет. В этом случае она должна быть подкреплена усиленной электронной подписью соискателя.

В течение следующих 20 дней Росприроднадзором проверяются поданные документы на оформление, полноту и достоверность запрашиваемой информации. Если подача документов происходила через Интернет, то проверяется на подлинность усиленная квалификационная электронная подпись.

Если ни по одному критерию не выявлено нарушений, ответственный инспектор выезжает с проверкой на предприятие заявителя. При проверке инспектором изучаются:

  1. Соответствие производственной площадки лицензионным требованиям (есть паспорта на все отходы, материальная база подготовлена, сотрудники обучены);

  2. Наличие у сотрудников, допущенных к операция с отходами, положительных результатов медицинских осмотров и соответствующей квалификации в этой сфере.

Если не было обнаружено каких-либо несоответствий по указанным требованиям, составляется подробный акт проверки, затем в течение двух дней предприятию выдается лицензия.

Сколько времени занимает получение лицензии

Подведем итог по сроку, в течение которого получается лицензия на сбор отходов:

  • составление всей исходной документации, которая запрашивается на начальных этапах проверки – до 2 месяцев;
  • получение экспертного заключения от ФБУЗ – около месяца;
  • получение санэпидзаключения в Роспотребнадзоре – до 30 календарных дней;
  • подача документов в Росприроднадзор и прохождение проверки документарной и выездной – до 1,5 месяца или до 2,5 месяцев в случае, если требуется внести поправки в представленный комплект документов.

Итого весь процесс получения лицензии «с нуля» занимает до 5,5 – 6,5 месяцев.

Где можно найти информацию о лицензии на сбор отходов

Юридическая подкованность значительно сокращает срок получения лицензии. Если вы заранее знаете, какие лицензионные условия предъявляются к вашей деятельности, какие бумаги запрашиваются в разных инстанциях и на каких этапах следует быть особо внимательным, то получение лицензии не станет проблемой.

Ниже можно ознакомиться со списком источников, которые помогут разобраться в тонкостях лицензирования этой деятельности:

89-ФЗ от 24.06.1998 – здесь разъясняется, что такое отходы производства и другие понятия, связанные со сферой отходов; изложены требования в области обращения, приведены методы государственного регулирования деятельности;

99-ФЗ от 04.05.2011 – это закон о лицензировании, в нем можно найти, на какую деятельности в нашей стране нужна лицензия и как в целом осуществляется лицензирование;

Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 – здесь обобщенно описан ход лицензирования в сфере обращения с отходами;

Приказ Минприроды России от 01.07.2016 N 379 – приводит подробный алгоритм оформления лицензии, в котором перечислены требуемые документы, сроки, чем руководствуются органы при решении, описан порядок обжалования принятых решений.

Остались вопросы по статье?

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на подготовку документов для получения лицензии на сбор отходов можно обратившись по почте office@ecolusspb.ru или по номеру 8-800-500-81-25.