Сбор платежей за негативное воздействие на окружающую среду в России

Главная \ Статьи \ НВОС

Изначально плата за негативное воздействие на окружающую среду контролировалась территориальными органами федерального экологического ведомства. Поступления распределялись между федеральным бюджетом, федеральными, региональными и местными экологическими фондами. Однако в 2000 году ответственность за сбор поступлений была передана федеральным налоговым органам, федеральные и местные экологические фонды были упразднены, а доход поделен между федеральным и региональным бюджетами. На сегодняшний день суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду необходимо уплачивать в Росприроднадздор.

Органы Росприроднадзора успешно справляются со сбором платежей, поэтому сумма поступлений увеличилась, но остается довольно небольшой и по сей день. Причин несколько: тяжелое финансовое положение многих предприятий, в частности, тяжелой промышленности, вызывающие обязательства по платежам, отсутствие правоприменения по отношению к данному виду оплаты. Хотя российское законодательство предусматривает целый ряд серьезных инструментов для взыскания долга, на практике они применяются редко. Для улучшения ситуации требуется принять решение на государственном уровне.

Подобная система сбора платежей не позволяет административным органам на свое усмотрение переносить либо отменять плату за негативное воздействие на окружающую среду. Исключения были одним из правил сбора таких платежей в прошлом, например, организации, которые сбрасывают сточные воды и осуществляют утилизацию твердых бытовых отходов (ТБО) чаще всего освобождались от уплаты платежей за загрязнение.

Помимо этого, существовали специальные программы по стимуляции экологических инвестиций, в рамках которых организации освобождались от платы за негативное воздействие на окружающую среду при условии осуществления того или иного экологического проекта. Однако критерии экологической эффективности проектов оговорены не были, что позволяло практически любое технологическое усовершенствование использовать, как основание для отмены платы. На деле такие преимущества зачастую предоставлялись тем предприятиям, которые не вносили платежи, что подрывало основы всей системы в целом. После того как сбор средств передали в компетенцию налоговых органов, подобные программы стали использоваться гораздо реже.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в России до 2002 года.
Рассмотрим все правовые и институциональные недостатки существовавшей в России системы платежей за загрязнение. Дать объективную оценку данной системы достаточно сложно из-за нехватки экономических и экологических данных.

В основном, правовые и институциональные недостатки системы платежей за загрязнение в России были обусловлены ее расплывчатым правовым статусом и нечетким распределением организационной ответственности. Введенная постановлением Правительства в начале 1990-х плата за негативное воздействие на окружающую среду, не была определена как «налог», а являлась «платежом», вносимым загрязнителями для возмещения их негативного воздействия на окружающую среду.

Однако в новом Налоговом кодексе, обнародованном в январе 1999 года, платежи стали именоваться «экологическим налогом» и были официально признаны одним из видов платежей за природные ресурсы. Так как любая плата за природные ресурсы является в России федеральным налогом, платежи за загрязнение были впоследствии провозглашены налогом. Это противоречие привело к разбирательству в Верховном суде России в 2002 году. Устранение данного несоответствия и разработка нового федерального закона «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» — приоритет  для федерального правительства на данный момент.

Временная отмена платежей за загрязнение в России в 2002 году

В 2001 году «Кольская горно-металлургическая компания» обратилось в Верховный суд с иском о признании недействительным Указа Правительства Россия № 632 1992 года, которым была введена система платежей за загрязнение окружающей среды. Основания были следующие: Налоговый кодекс 1999 года содержит перечень налогов, и гласит, что сбор любого налога, который здесь не указан, является незаконным.

Кроме того, согласно Налоговому кодексу, любой новый налог может быть введен только законом, а не Указом Правительства или другим подзаконным актом. В марте 2002 года Верховный суд удовлетворил иск «Кольской горно-металлургической компании» и признал постановление № 632 утратившим силу. Разумеется, многие предприятия перестали вносить платежи.

Однако Конституционный суд России в своем решении от 10.12.2002 указал, что платежи за загрязнение не являются налогом, но являются компенсацией за негативное воздействие на окружающую среду. Введение данного вида компенсаций находится за рамками Налогового кодекса и, соответственно, может быть внесено на рассмотрение правительства. Это решение Конституционного суда восстановило правовую основу системы платежей за загрязнение окружающей среды.

Расчет платы за НВОС

подробнее об услуге

Была ли полезна статья?
Да Нет
Свой вариант
1 раз была полезна

Возврат к списку