Экологическая проверка организации: что следует знать руководителю?

В. Алымова, старший юрист ООО «Центр правового обеспечения природопользования» (г. Москва)

Проверка Росприродадзора


Ошибки госоргана – повод обжаловать результаты проверки
Знание закона «О проверках» — уверенность руководителя предприятия


Цель любой проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя – определить соблюдение (или несоблюдение) ими требований законодательства на федеральном, региональном или муниципальном уровнях.

Проверка должна носить предметный характер (к примеру, экология, пожарная безопасность, налогообложение) и ограничиваться строго кругом вопросов, заявленных в распорядительном документе о проведении проверки (Приказе или распоряжении руководителя/заместителя руководителя надзорного органа).

Руководителей предприятий, (особенно тех, кто сталкивается с экологическими проверками организаций впервые), часто волнуют следующие вопросы:
  1. В каком порядке и за какой период времени компанию уведомляют о проверке?
  2. Какую документацию будет проверять инспектор?
  3. Каков состав проверки; кто из сторонних лиц может привлекаться к проведению проверки?
  4. Как долго продлится проверка или каков законный срок ее проведения?
  5. Какие меры реагирования обязан применить инспектор при выявлении нарушения требований?
  6. Как должны оформляться результаты проверки?
  7. В каком порядке и в какой срок оспариваются результаты проверки?
  8. Завершается ли взаимодействие с инспектором после проверки?

В этой статье мы рассмотрим некоторые из этих вопросов и надеемся, что ответы помогут руководителям предприятий с большей готовностью проходить проверки соблюдения экологических требований.

Форма уведомления о проведении проверки


Форма уведомления о намечаемой проверке одинакова во всех случаях: в компанию направляется копия приказа или распоряжения о начале проведения проверки от руководителя (заместителя руководителя) надзорного органа. Для придания ей законного статуса самого факта направления копии приказа о назначении проверки недостаточно. Документ доставляется проверяемому лицу способом, позволяющим подтвердить его получение. Как правило, копия приказа отправляется письмом с уведомлением о вручении.

 

Обратите внимание, что при определении адреса, на который направляется копия приказа о назначении проверки, экологический надзорный орган (он же Росприроднадзор, он же Федеральная служба по надзору в сфере природопользования) предпочтет адрес местонахождения лица, указанный в Едином государственном реестре (ЕГРЮЛ или ЕГРИП).

 

Уведомлять о визите по закону N 294-ФЗ проверяющий орган обязан за три рабочих дня (при плановой проверке) или за 24 часа (при внеплановой проверке). Исключение составляют случаи, если в результате деятельности компании:
  • причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства;
  • возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
    (ч. 17 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

В указанных случаях внеплановая выездная проверка может быть проведена без предварительного уведомления проверяемого лица.

Содержание приказа ограничивает проверку


Именно содержание приказа о назначении проверки, копия которого направляется в организацию, определяет: кто будет проводить проверку; что будет проверять инспектор; когда начнется и закончится проверка; какие сторонние лица будут привлечены к проведению проверки (например, эксперты или экспертные организации).

Единственным источником сведений для определения перечня документации, которую вправе потребовать и проверить инспектор во время проверки, является приказ о назначении проверки.

Следует обратить внимание, что проведение проверки с выходом за пределы соответствующего приказа является грубым нарушением со стороны органа надзора (контроля) и может быть использовано проверяемым лицом в качестве повода для признания результатов проверки недействительными как во внесудебном (административном – через вышестоящий орган надзора), так и в судебном порядке.

Однако имейте в виду, что ограниченный предмет проверки не исключает риска случайного обнаружения инспектором фактов нарушения требований законодательства, которые не охватываются приказом о назначении проверки.

Например, в отношении лица проводится проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, в рамках которой, перемещаясь по территории предприятия, инспектор обнаруживает разлив нефтепродуктов на почву.

К обязанностям инспектора в рассматриваемом случае относится принятие мер административного реагирования: вынесение протокола об административном правонарушении и постановления о назначении административного наказания или же возбуждение дела об административном правонарушении и проведение административного расследования.


Пример предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды (стр. 1)


Пример предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды (стр. 1)

Пример предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды (стр. 2)


Пример предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды (стр. 2)

При этом право на совершение указанных действий, не взирая на предмет проверки, предоставлено инспектору с учетом сферы его полномочий пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Лица, привлекаемые к проверке


Инспектор, который уполномочен на проведение проверки, а значит, указан в приказе о назначении проверки, может не обладать специальными знаниями для определения соответствия (несоответствия) деятельности лица некоторым обязательным требованиям законодательства.

Например, должностное лицо, осуществляющее проверку деятельности лица на предмет соблюдения законодательства в области охраны атмосферного воздуха, не станет самостоятельно производить отбор проб атмосферного воздуха и проводить анализ отобранных проб для цели выявления нарушений разрешения на выброс.

Для проведения указанных мероприятий к проверке, как правило, привлекаются эксперты территориальных подразделений ФБУ «ЦЛАТИ».

При выборе привлекаемых к проверке экспертов и экспертных учреждений органу государственного надзора стоит проконтролировать, чтобы указанные лица на момент проверки:
  1. Были аккредитованы на предмет проведения исследований (измерений) в соответствующей области аккредитации.
  2. Не должны состоять на момент проведения проверки в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемой организацией.

Нарушение указанных условий влечет признание результатов проверки недействительными.

Обратите внимание, что привлекаемые к проверке лица должны быть указаны в приказе о назначении проверки; привлечение органом надзора (контроля) экспертов и экспертных организаций, не упомянутых в документе, не допускается.

Срок проведения проверки


Ограничения по сроку проведения проверки установлены вне зависимости от того, является ли проверка документарной или выездной. Срок проведения проверки согласно ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)» не может превышать 20 рабочих дней.

Особый срок установлен для проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства – не более 50 часов в год; и для микропредприятий – не более 15 часов в год.

Однако срок проведения плановой выездной проверки может быть увеличен при наличии исключительных обстоятельств (например, необходимость проведения длительных экспертиз, исследований).

Возможность увеличения срока проверки ограничена 20 рабочими днями (по общему правилу), 15 часами – при проведении проверки субъектов малого предпринимательства и микропредприятий.

В настоящем материале рассмотрены общие вопросы, связанные с организацией и началом проведения проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Подытожим тему:


 
  1. Проверяемое лицо должно быть уведомлено о проведении проверки (плановой, внеплановой выездной) не позднее установленного законом срока (3 рабочих дня, 24 часа соответственно).
  2. Для уведомления о намечаемой проверке проверяемому лицу направляется копия приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного (муниципального) надзора (контроля) о начале проведения проверки.
  3. В приказе (распоряжении) содержатся все необходимые сведения для понимания предмета проверки, перечня документации, которая будет запрошена у проверяемого лица в рамках проверки.
  4. Проверка может проводиться лишь в том составе участников (должностных лиц органа надзора (контроля), экспертов, экспертных организаций), который заявлен в приказе (распоряжении) о начале проведения проверки.
  5. Привлекаемые эксперты и экспертные учреждения должны быть аккредитованы в установленном законом порядке и не должны состоять в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемым лицом.
  6. Срок проведения проверки строго ограничен и может быть продлен в исключительных случаях.


 

Несоблюдение перечисленных требований к организации и проведению проверок в большинстве случаев является поводом для признания результатов проверки недействительными, что исключает возможность их использования для привлечения лица к ответственности за выявленные нарушения.

Для большей уверенности руководителю предприятия следует внимательно изучить ФЗ №294, чтобы знать свои права и обязанности до, во время и после проверки соблюдения экологических требований.

Используемая литература:

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изменениями и дополнениями)

Остались вопросы по статье?

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на услугу можно обратившись по почте office@ecolusspb.ru или по номеру 8-800-500-81-25.