Проект сокращения СЗЗ: в каких ситуациях возможен, а при каких требуется

Сокращение границы СЗЗ


Санитарно-защитная зона (СЗЗ)
представляет собой территорию, которая по своей сути является барьером между источником негативного воздействия (некого предприятия или другого объекта) и территорией, населенной людьми. Размер СЗЗ создает условие, когда загрязнение атмосферного воздуха во время работы источника не вредит ни самой территории, населенной людьми, ни самим людям. Это буфер, создающий условие, когда загрязнение воздуха и ландшафта во время работы источника не вредит ни территории, населённой людьми, ни самим людям.

Если степень загрязнения внешней среды за пределами вашего производства находится выше значений 0,1 ПДК (для "загрязнителей" химического и биологического происхождения) и/или 0,1 ПДУ (для различного рода физических воздействий: шумового, электромагнитного, радиационного), значит, производство считается очагом пагубного воздействия и для сохранения благоприятного состояния экологии ограждается санитарно-защитной зоной.

Важнейшим законодательным документом, дающим природопользователю разъяснения о целях, алгоритме и особенностях проектировки санитарно-защитной зоны и о том, когда можно её сократить, является СанПиН (Санитарные Правила и Нормы) 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция".

Размер – это главный параметр СЗЗ, и установление его величины является конечной целью составления проекта  – документа, который компания должна разрабатывать обязательно, если планирует организовать санитарно-защитную зону. Правильно вычисленный размер СЗЗ определяет правомерное и безопасное для человека и природы функционирование предприятия.

Обычно под размером имеется в виду расстояние от очага (источника), вырабатывающего загрязнение, до внешней линии СЗЗ. Это расстояние прокладывается в 8 направлениях: запад, северо-запад, север и т.д. - и зачастую варьируется из-за присутствия нескольких источников различных видов выбросов с неодинаковыми характеристиками.

Практическим путём были вычислены и формально закреплены государством ориентировочные (приблизительные) размеры санитарно-защитных зон для предприятий и объектов:

  • чрезвычайно высокой опасности (первого (I) класса опасности) – 1000 метров;
  • высокой опасности (второго (II) класса опасности) – 500 метров;
  • умеренно опасных (третьего (III) класса опасности) – 300 метров;
  • мало опасных (четвёртого (IV) класса опасности) – 100 метров;
  • практически неопасных (пятого (V) класса опасности) – 50 метров.

В части VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 обозначено, какому классу принадлежит конкретное предприятие в зависимости от вида деятельности. Соблюдение приведенных размеров носит обязательный характер.

Если предприятие отсутствует в указанном классификаторе, то санитарная зона для него проектируется обязательно посредством математических расчётов и натурных (полевых) исследований.

Итак, проект сокращения санитарно-защитной зоны предприятия - это документ, первоочерёдная задача которого - обосновать уменьшение размера СЗЗ. Уменьшение же достигается за счёт смещения ("отодвигания") её границ. Поэтому для верной разработки проекта сокращения границ, важно уметь правильно их определять.

Граница СЗЗ - это рубеж, разграничивающий СЗЗ и внешнее окружение. На этом рубеже и за ним нормализуются значения ПДК и ПДУ, а для I или II класса - стабилизируется показатель приемлемого риска для здоровья населения (вероятности наступления неблагоприятного для человека эффекта, оцениваемой как мало значительная на фоне повседневных его рисков).

Внешняя граница СЗЗ прокладывается от:
  • объекта-источника выбросов, если это высокие (более 50 м) или средние источники (10-50 м) нагретых выбросов;
  • границы площадки, если это наземные (менее 2 м) или низкие (2-10 м) источники холодных выбросов, если производственное оборудование рассредоточено по площадке и/или находится под открытом небом.

В каких случаях обязательно сокращать СЗЗ

Теперь обозначим причины, когда компании требуется проект сокращения СЗЗ.

  1. В СЗЗ планируется постройка объектов, не приемлемых ввиду особенностей режима функционирования СЗЗ: жилые дома, сады и огороды, школы, детские сады, спортивные комплексы, больницы, объекты фармацевтической отрасли и прочие, перечисленные в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.200-03 (п. 5.1, 5.2). Сегодня, когда урбанизация ускоряется, подобная причина корректирования СЗЗ становится особенно частой.

  2. От жителей близлежащих территорий поступают жалобы на звуки, запах, отходы, изменение свойств воздуха или воды и прочие подобные явления, образующиеся в процессе работы предприятия. Проводятся кабинетные и/или натурные испытания, результаты которых говорят о превышении нормальных показателей ПДК и ПДУ на границе СЗЗ.

  3. Откорректированы ПДК новых, впервые вводимых химических веществ и соединений, влиянию которых подвергается здоровье рабочих соответствующей организации. Необходимость корректировки обнаруживается в результате проведения клинико-гигиенических исследований условий труда рабочих, которые обязательно реализуются не позднее 3-5 лет с момента внедрения нового вещества/соединения.

Законодательная база не предусматривает ограничения по величине сокращения СЗЗ, что значит, урезать зону разрешено на сколько угодно метров, исходя из возможностей предприятия. Главное, чтобы замеры на границе не превышали предельно-допустимые концентрации.

Какие мероприятия позволяют сократить границу СЗЗ

Согласно, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.200-03 такое уменьшение предусматривается в нескольких случаях.

  1. Во первых, когда объективно доказано, что уровни каждого из трёх видов загрязнения среды находятся в рамках нормальных своих значений ПДК и ПДУ либо ниже. Таким доказательством считаются соответствующие показатели, полученные при натурных исследованиях, организуемых на границе СЗЗ специально привлекаемыми аккредитованными лабораториями.

    Внимание. Предприятия I и II класса (за исключением животноводческих, птицеводческих предприятий и кладбищ) в качестве аргументов, помимо изложенных, должны иметь положительные итоги оценивания риска для здоровья населения.

    Когда граница СЗЗ прилегает к заселённой людьми местности, то объективным доказательством соответствия всех показателей загрязнения гигиеническим нормативам (ПДК, ПДУ) считаются результаты, полученные в рамках реализации надзорных мероприятий, а также выявленные при осуществлении предприятием собственного производственного экологического контроля.

    Надзорные мероприятия реализуются органами федерального и/или регионального экологического надзора в форме плановых и/или внеплановых выездных проверок.
    Внимание. Ежегодный список организаций, подлежащих плановой проверке, можно найти на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ.

    Производственный контроль – процедура, обязательная для предприятий I, II и III классов опасности. Результаты производственного контроля должны содержать данные: об используемых технологиях, оборудовании, сырье, об объёмах выбросов и сбросов, величине физических воздействий, об отходной системе, о состоянии среды, о местах и методах проведения замеров концентраций веществ/соединений и местах и методах расчёта воздействий различных физических факторов.

  2. Во-вторых, уменьшена производственная мощность, изменён набор используемых сырья и материалов, перепрофилировано и/или модернизировано предприятие, вследствие чего изменилась категория опасности.

    Временное снижение объёмов производства без уменьшения производственной мощности не даёт компании право уменьшать свою СЗЗ.

  3. Третий случай - внедрение передовых более экологичных технологий и техники, смягчающих пагубное влияние на внешнюю среду. Такое внедрение необходимо, когда предприятие вынуждено "ужать" свою санитарно-защитную зону и предоставить проект сокращения СЗЗ, однако, в результате исследований не был доказан факт достижения нормальных значений ПДК и ПДУ.

Формальные аспекты

Проект сокращения санитарно-защитной зоны предприятия по структуре схож с проектом обоснования СЗЗ и раскрывает информацию:

  • о деятельности организации, используемых технологиях и оборудовании;
  • об организации как источнике химического и биологического загрязнения с перерасчётом соответствующих показателей;
  • об организации как источнике физических воздействий на внешнее окружение с перерасчётом соответствующих показателей;
  • о пересчитанных размерах СЗЗ;
  • таблицу мониторинга показателей, осуществляемого для проверки правильности решения эколога-разработчика в отношении рассчитанного размера СЗЗ с указанием мест и периодичности замеров;
  • о благоустройстве и содержании обновлённой СЗЗ.

Расчётная часть выполняется по установленным методикам расчётов с применением профильных программных продуктов (УПРЗА "Эколог" компании "Интеграл", АРМ "Акустика" версия 2.4 МНПО "Экоблик").

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.200-03 (п. 4.2, 4.3) закрепляет следующую процедуру согласования проекта.
Проект сокращения санитарно-защитной зоны предприятия проходит экспертизу, осуществляемую аккредитованными лабораториями. Если результат её положительный, то:

  • проект предприятия I или II категории далее получает предварительное заключение Роспотребнадзора по своему субъекту и, наконец, утверждается Главным государственным санитарным врачом;
  • проект предприятия III, IV или V категории без промежуточных процедур отправляется на утверждение Главному санитарному врачу соответствующего субъекта либо его заместителю.

Согласованные границы уменьшенной СЗЗ организации остаются действительными, пока не меняется вид её деятельности (и, как допустимое следствие, класс опасности) или применяемые технологии.

Размер санитарно-защитной зоны может изменяться вместе с вашим предприятием. Понимание этого есть залог правомерности, безопасности и надёжности функционирования вашей компании, в том числе и в глазах государства и общества. Ответственный подход поможет избежать ресурсных, репутационных и временных потер, которые, как правило, возникают вместе с необходимостью устранения проблем экологического характера.

Декабрь 2016

Остались вопросы по статье?

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на услугу можно обратившись по почте office@ecolusspb.ru или по номеру 8-800-500-81-25.