Инвентаризация источников выбросов (ИИВ)

Подготовка любой экологической документации для предприятия начинается с обследования площадки, выявления процессов, воздействующих на окружающую среду, и составления отчетов по инвентаризации.

В части охраны атмосферного воздуха согласно статье 22 одноимённого федерального закона № 96 проводится инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и по её результатам инженер-эколог разрабатывает отчет согласно приказу № 871 от 19 ноября 2021 г. "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки".

Данный отчет является обязательным для всех предприятий, имеющих источники выбросов.

Источником выбросов следует считать оборудование, сооружение, в процессе работы которого происходит выделение в воздух загрязняющих веществ, то есть таких веществ, которые при достижении определенной концентрации могут оказывать негативное воздействие на здоровье человека и среду его обитания.

Например, вентиляционный выход от кухни ресторана, где используются пекарные шкафы, фритюрницы и грили; окно склада службы доставки, где используются погрузчики на дизельном топливе (или пост зарядки аккумуляторов для электронных погрузчиков); труба котельной, которую эксплуатирует бизнес-центр для получения тепла и горячего водоснабжения. 

Источники выбросов делятся на стационарные (эти источники выбросов имеют постоянные координаты на местности – например, труба котельной, вентиляционное отверстие цеха и так далее), и передвижные (например, двигатели транспортных средств).


Различия между Приказом №871 и Приказом №352

1 марта 2022 года был утвержден новый порядок инвентаризации выбросов приказом №871, в котором учет передвижных источников выбросов является главным отличием от прежнего порядка, который был утвержден приказом № 352 от 7 июля 2018 г.

Стоит отметить, что многие экологи и раньше учитывали передвижные источники, включая в отчет стоянки автотранспорта, погрузо-разгрузочные посты и ремонтные гаражи, и рассчитывали выбросы от них как от стационарных источников.

Кому нет необходимости корректировать ИИВ?

Согласно пункту 5 статьи 1 Приказа № 871, в случае если выбросы от перечисленных типов источников были учтены как стационарные, корректировка отчета не требуется.

Также отчет можно не корректировать если на объекте используются только легковые машины в количестве не более двадцати в день и грузовые – не более трех в день, и при этом не осуществляется промышленное производство.

Кому необходимо корректировать ИИВ?

Таким образом, все объекты, имеющие в собственности передвижные источники выбросов и не попадающие под оговоренные выше условия, в течение одного года должны откорректировать разработанные ранее отчеты по приказу №352.


Источники выбросов: типы и виды

По типу источники выбросов разделяют на организованные и неорганизованные.

Выбросы от организованных источников попадают в воздух через специальные устройства направленным потоком, например через трубы, вентиляцию, газоходы и так далее.

От неорганизованных источников выбросы поступают в воздух в составе ненаправленных потоков. Например, карьер по добыче песка будет являться неорганизованным источником выбросов пыли и веществ от работы двигателей специальной техники.

Также источники выбросов могут быть трех видов:

  • точечные, выброс от которых сосредоточен в одной точке, например вентиляционное отверстие на крыше здания или дымовая труба от котельной;
  • линейные источники, выброс от которых имеет значительную протяженность в пространстве, например ряд аэрационных фонарей, или автомагистраль;
  • площадные, то есть имеющие такие параметры как ширина и длина, например полигон захоронения бытовых отходов, или стоянка автотранспорта.

Инвентаризацию выбросов необходимо провести в течение двух лет с момента ввода объекта в эксплуатацию.

По результату проведенной инвентаризации составляется отчет об инвентаризации источников выбросов.


Процесс инвентаризации

Подготовка отчета по выбросам начинается с выезда эколога на площадку предприятия, её обследования, выделение производственных процессов в результате которых могут образовываться выбросы загрязняющих веществ.

Далее выявляются источники выбросов, то есть пути выхода потоков газовоздушной смеси непосредственно в окружающую среду - атмосферный воздух. Это может быть труба, вентиляционное отверстие на крыше, ворота гаража, окно сварочного цеха и тд.

После выезда эколог составляет перечень источников выбросов загрязняющих веществ и высылает заказчику на ознакомление и согласование.

На основании согласованного перечня источников выбросов эколог запрашивает необходимые для разработки отчета исходные данные, и составляет заявку в аккредитованную лабораторию на выполнение инструментальных замеров выбросов.

В них входит измерение параметров источника (высота, диаметр), замеры аэродинамических характеристик (скорость выхода газовой смеси, её объем), а также измерение концентраций загрязняющих веществ в выбросах.

Далее лаборатория выставляет счет за свои услуги, и после оплаты назначает дату выезда на объект. После замеров представитель лаборатории высылает инженеру-экологу черновики протоколов для проверки правильности их оформления и произведённых расчетов. Когда черновики утверждены, лаборатория печатает протоколы с обязательным приложением аттестата аккредитации.

Существуют случаи, когда выбросы нельзя замерить инструментальным путем, например от неорганизованных или горячих источников. В таком случае используются утвержденные методики расчета концентраций загрязняющих веществ.


Отчет об инвентаризации источников выбросов

После получения всех необходимых исходных данных, а также проведения расчетов и получения протоколов от лаборатории, инженер-эколог составляет отчет по инвентаризации источников выбросов, который содержит:

  • общие сведения о предприятии;
  • описание производственной деятельности с выделением процессов, при которых происходит выброс загрязняющих веществ, перечислением этих веществ и описанием пути их выхода в атмосферный воздух;
  • описание перспективы развития предприятия, если планируется реконструкции, расширение и тд.
  • характеристику газоочистного оборудования, таких как фильтры, скрубберы и тд, в процессе работы которых часть загрязняющих веществ улавливается и удаляется, не попав в атмосферный воздух;
  • перечисление нормативно-методических документов и методик, использованных при составлении отчета;
  • сводные таблицы характеристик источников выделения и источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • сводную таблицу суммарных выбросов каждого загрязняющего вещества в целом по объекту;
  • карту-схему с изображением всех источников выбросов на местности с привязкой к единой системе координат.

К отчету необходимо приложить все использованные в процессе разработки документы: договоры на инженерное обеспечение, паспорта очистных сооружений, протоколы лаборатории и тд.

Готовый отчет утверждается руководителем предприятия, согласование в контролирующих органах действующим приказом № 871 не предусмотрено.

Отчет действителен до момента возникновения обстоятельств указанных в п. 45 и п. 46 приказа № 871.

В случае изменения технологических, технических характеристик производства, увеличения объема выбрасываемого вещества от конкретного источника на 25 % или общего объема всех выбрасываемых от объекта веществ на 10 %, корректировку отчета проводят не позднее чем через год, после чего в обязательном порядке и в кратчайшие сроки необходимо актуализировать всю экологическую документацию основой для которой является отчет по инвентаризации выбросов.


Отчет об ИИВ как исходный документ

Отчет по инвентаризации источников выбросов используется как исходный документ для постановки объекта на государственный учет и присвоения ему категории воздействия (свидетельство НВОС).

В зависимости от категории объекта эколог разрабатывает все необходимые проекты в части охраны атмосферного воздуха (для которых необходимы данные из инвентаризации источников выбросов), такие как комплексное экологическое разрешение, проект нормативов допустимых выбросов, программа производственного экологического контроля, план снижения выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях.

Расчет платы за негативное воздействие и заполнение ежегодного отчета 2-тп воздух производится также на основании данных отчета по выбросам.


Ответственность и штрафы

Любое нарушение норм экологического законодательства имеет последствия в виде штрафов и приостановления работы предприятия.

В случае наличия процессов, при которых вредные вещества попадают в атмосферный воздух и отсутствия отчета по инвентаризации таких процессов, объекту как юридическому лицу согласно ст. 8.1 КоАП РФ грозит штраф до 100 000 рублей, а также до 80 000 рублей согласно ст. 8.5 КоАП РФ за сокрытие экологической информации.

В случае охраны атмосферного воздуха существует статья 251 и в Уголовном кодексе Российской Федерации, где помимо штрафных перечислены санкции в виде обязательных работ или ареста лица, виновного в загрязнении атмосферы.

Видео-урок «Инвентаризация источников выбросов»