Экологические платежи (Экоплатежи)

В. Алымова, старший юрист ООО «Центр правового обеспечения природопользования» (г. Москва)

Расчет платы в Росприроднадзор, экологические платежи

Экономический механизм охраны окружающей среды (ООС, ОС) образует пласт самостоятельных требований системы природоохранного законодательства

"Экологические платежи" условно подразделяются на следующие виды:
  1. плата за негативное воздействие на ОС (далее также – НВОС) или синонимично используемое понятие «плата за загрязнение окружающей среды»;
  2. плата за пользование природными ресурсами;
  3. суммы исчисленного вреда, причиненного объектам окружающей среды.

Обязанность внесения первых двух видов экологических платежей проистекает из самого факта природопользования, в том числе, посредством оказания НВОС вне зависимости от последствия использования природных ресурсов.

Экологические платежи третьего вида носят деликатный характер (т.е. обязанность по их исчислению и внесению возникает из факта причинения вреда объектам ОС) и уплачиваются по требованию заинтересованных лиц, в большинстве случаев по требованию органов государственного экологического надзора или на основании решения суда.

Следует отметить, что в качестве лиц, имеющих право на предъявление исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») называет:
  1. федеральные органы государственной власти (абз. 21 ст. 5);
  2. региональные органы государственной власти (абз. 12 ст. 6);
  3. граждан РФ (абз. 8 п. 2 ст. 11);
  4. общественные объединения и некоммерческие организации (абз. 13 п. 1 ст. 12).

Судебный порядок взыскания вреда, причиненного ОС, применяется, как правило, в случае отказа (нежелания) природопользователя добровольно возместить вред, исчисленный в соответствии с таксами и методиками.

В настоящем материале подробно рассмотрен институт платы за негативное воздействие на окружающую среду с указанием:
  • оснований для взыскания экологических платежей;
  • субъектов внесения соответствующих платежей;
  • порядка расчета и внесения платежей;
  • последствия невыполнения указанных обязанностей.



Наша компания оказывает услуги по Расчету платы за НВОС
перейти к услуге

Плата за НВОС

Необходимость внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду является законодательно установленной обязанностью природопользователей.

В настоящее время (до 1 января 2016 г.) перечень видов негативного воздействия, за оказание которых на окружающую среду может взиматься плата, является открытым и включает около 10 разновидностей возможного воздействия на окружающую среду в результате хозяйственной и иной деятельности. Соответствующее перечисление содержит ст. 16 ФЗ «О охране окружающей среды».

Однако указанное отнюдь не означает, что хозяйствующие субъекты, деятельность которых обладает экологическими аспектами, поименованными в ст. 16 указанного Федерального закона, с установленной периодичностью вынуждены исправно исчислять и вносить в бюджетную систему Российской Федерации все виды перечисленных платежей.

Фактически действительно установленными являются лишь три вида платы за НВОС:
  • плата за выбросы вредных (загрязняющих) и иных веществ в атмосферный воздух;
  • плата за сбросы веществ и микроорганизмов в водный объект;
  • плата за размещение отходов производства и потребления.
экологические платежи

Обратите внимание!

Процесс сдачи расчёта платы за НВОС

Во-первых, природопользователю следует скачать актуальный бланк «Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду» из Приказа Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 (ред. от 27.03.2008). (Документ можно найти на официальном сайте Росприроднадзора или в "Консультант-плюс", "Гарант").

Во-вторых, бланк необходимо заполнить в соответствии с актуальной информацией предприятия по инструкции «Порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» (Приложение №2 Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 (ред. от 27.03.2008). Бланк состоит из четырех разделов (рис. 1-6)

В-третьих, бланк сдается в Росприроднадзор (по почте или отвозится лично представителем организации).
Титульный лист расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду
Рис. 1. Титульный лист расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду
Таблица расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет, экологические платежи
Рис. 2. Таблица расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет
Таблица расчета суммы платы за выбросы от стационарных источников
Рис. 3. Таблица расчета суммы платы за выбросы от стационарных источников
Таблица расчета суммы платы за выбросы от передвижных источников
Рис. 4. Таблица расчета суммы платы за выбросы от передвижных источников
Таблица расчета суммы платы за сбросы загрязняющих веществ
Рис. 5. Таблица расчета суммы платы за сбросы загрязняющих веществ
Таблица расчета суммы платы за отходы производства и потребления, экологические платежи
Рис. 6. Таблица расчета суммы платы за отходы производства и потребления


Такие виды платы, как плата за загрязнение недр, почв, плата за физическое воздействие на атмосферный воздух и подобное на сегодняшний день не могут быть исчислены в связи с:
  • отсутствием установленных ставок (нормативов) платы в отношении указанных видов негативного воздействия на ОС;
  • отсутствием механизма нормирования соответствующего негативного воздействия на ОС, а следовательно, и возможности оформления разрешительной документации на оказание воздействия.

В свою очередь, с 1 января 2016 г. рассмотренные «излишки» правового регулирования упраздняются и в качестве видов НВОС, за оказание которых взимается плата, будут сведены к трем ранее указанным видам платы.

Разобравшись с вопросом «За что платить?» необходимо определить лиц, обязанных вносить рассматриваемые платежи, и найти ответ на вопрос «Кто должен платить?».

Безусловно, ответ кажется очевидным – платит тот, кто непосредственно оказывает воздействие на окружающую среду. Однако не для всех видов платы за НВОС такой ответ является универсальным.

Так, в случае с платой за выбросы и за сбросы обозначенное общее правило действует без дополнительных оговорок:
  1. Плата за выбросы от стационарных источников рассчитывается и вносится лицами, непосредственного эксплуатирующими соответствующие источники.

  2. Следует обратить внимание, что по умолчанию исчисление и внесение платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух производится не собственником стационарного источника, а лицом, эксплуатирующим данный источник.

    Иными словами, наличие права собственности на стационарный источник выбросов само по себе не обуславливает возникновение обязанности по внесению платы за НВОС. В данном случае определяющее значение имеет установление лица, использующего стационарный источник выбросов в рамках своей хозяйственной и иной деятельности.

  3. Плата за сбросы в водный объект также рассчитывается и вносится лицами, непосредственно эксплуатирующими выпуск (выпуски) сточных вод в водный объект.


Исключение составляют случаи опосредованного сброса сточных вод в водный объект через централизованные системы водоотведения (системы канализации).

Законодатель установил и неоднократно удалял во времени начало применения новой системы взаимоотношений по внесению платы за сброс сточных вод в водный объект через ЦСВ отдельной категорией «крупных» абонентов.

Изменение устоявшейся системы правоотношений заключается в перенесении обязанности по внесению платы за сброс сточных вод в водный объект с плеч организаций водопроводно-канализационного хозяйства на плечи «крупных» абонентов (осуществляющих деятельность, связанную с производством и переработкой продукции и сбрасывающих более 200 куб. м сточных вод в сутки в одну ЦСВ) в отношении объема сбрасываемых сточных вод последних.

Однако до настоящего момента законодательно предусмотренные особенности внесения платы за сброс сточных вод в водный объект через ЦСВ остается лишь провозглашенным механизмом, не действующим.

Указанное обусловлено значительными недостатками правового регулирования, в частности отсутствием нормативного правового акта, регулирующего порядок расчета рассматриваемого «подвида» платы за НВОС и следующей из этого фактической неготовностью всех субъектов правоприменения (администратора платы за НВОС в лице Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, абонентов ЦСВ, организаций ВКХ) к внедрению новой системы отношений.

Плата за размещение отходов производства и потребления является особенным видом платы за НВОС в связи со сложившейся противоречивой практикой определения субъекта указанного вида платы.

Так, в соответствии с взаимоисключающими судебной арбитражной практикой и практикой судов общей юрисдикции сформировались два подхода к вопросу определения субъекта платы за размещение отходов:
  • платит тот, кто отходы образовал и, оставаясь собственником отходов, направил данные отходы на размещение (в том числе на объектах, принадлежащих иному лицу);
  • платит тот, кто отходы фактически разместил, т.е. лицо, эксплуатирующее объект размещения отходов (вне зависимости от принадлежности права собственности на размещаемые отходы.

Следует отметить, что наиболее применяемым оказался первый подход в связи с приверженностью ему органов государственного экологического надзора, обеспечивающими контроль за правильностью исчисления и своевременностью внесения платы за НВОС.

Однако, справедливо отметить, что сформировавшаяся правоприменительная дискуссия актуальна лишь до 1 января 2016 г., учитывая, что с указанной даты вступают в силу законодательные изменения, в соответствии с которыми лицом, обязанным вносить плату за размещение отходов, является лицо их образовавшее.

Механизм расчета платы за НВОС

Правовое регулирование порядка исчисления платы за НВОС на подзаконном уровне осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:


  1. Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 (устанавливает порядок исчисления платы за НВОС);
  2. Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 (устанавливает нормативы (ставки) платы по видам НВОС);
  3. Приказ Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 (утверждает форму расчета платы за НВОС, подлежащей заполнению при исчислении платы и представлению в территориальный орган Росприроднадзора, и указания к ее заполнению).


Порядок привлечения к административной ответственности за невнесение платы за НВОС, равно как и квалификация административного правонарушения не зависит от конкретного вида платы за загрязнение окружающей среды.

Уклонение от ежеквартального исполнения соответствующей обязанности образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ.

Более того, невнесение природопользователем платы за НВОС и последующее привлечение его к административной ответственности не освобождает субъекта платы от обязанности внести плату по требованию органа государственного экологического надзора с учетом общего срока исковой давности (т.е. при предъявлении соответствующего требования в течение 3-х лет с момента невнесения).

При этом исходными данными для расчета платы за НВОС будут являться результаты первичного учета в области ООС по видам негативного воздействия, результаты производственного экологического контроля, а также сведения об объемах негативного воздействия на ОС, полученные в рамках государственного экологического надзора или административного производства.

июнь 2015

Остались вопросы по статье?

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на услугу можно обратившись по почте office@ecolusspb.ru или по номеру 8-800-500-81-25.