Что такое программа наблюдения за водным объектом?
Данный документ представляет собой свод сведений и норм, необходимых для законного пользования водными объектами. Согласно действующему законодательству, использование организацией в личных и производственных целях водоемов и подземных запасов вод не должно наносить вред окружающей среде.
Все полученные при наблюдении данные, включенные в программу, передаются в Федеральное агентство водных ресурсов, которое, в своей деятельности руководствуется Постановлением № 219 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов» от 10.04.2007 г.
Согласно данному положению, водные объекты являются федеральной собственностью, и управление ими регламентируется государственными органами Российской Федерации. Предоставляемая информация носит следующий характер:
- объемы сброса дренажных и сточных вод;
- добыча вод для целей организации;
- результаты наблюдений за экологическим состоянием водных объектов;
- характеристика глубины, рельефа и других основных показателей рассматриваемого водного объекта.
Для чего и кому нужна программа наблюдения?
Программа наблюдения необходима всем предприятиям и учреждениям, которые планируют заключать договор водопользования, разработка данной программы является обязательным условием при решении вопроса о предоставлении водного объекта в пользование и осуществления сбросов в водный источник.
Программа необходима для проведения контроля за экологическим состоянием водных объектов. Наблюдения, за протекающими во время деятельности предприятия-водопользователя процессами (сточные воды), которые негативно сказываются на состоянии водного источника, позволяют контролировать организациям изменения, происходящие в источнике и поддерживать его экологическое благосостояние.
Разработка программы наблюдения, обусловлена необходимостью, уточнения возможности нанесения вреда при сбрасывании сточных вод.
Наблюдения за водными объектами представляют собой комплекс специально разработанных мер, направленных на выявление неблагоприятного воздействия сточных вод предприятий и организаций на водный объект и их дальнейшее устранение.
Программа должна быть разработана и утверждена, до получения решения на право пользования водным объектом, причем самим водопользователем.
Что включает услуга, основные этапы разработки программы наблюдения за водным объектом.
Программа наблюдений за водными объектами в обязательном порядке согласовывается с водным управлением, в регионе действия которого расположен водный объект.
Данная услуга включает в себя:
- описание хозяйственно-экономической деятельности организации;
- места отбора проб;
- процедуру отбора проб;
- выявление химических составляющих, использованных при анализе сточных вод;
- график выполнения мероприятий, направленных на контроль за состоянием водного объекта;
- данные об донных отложениях и почвы прибрежной полосы;
- химические лабораторные исследования;
- показатели нормативов допустимого сброса стоков;
- документальная отчетность.
Основными разделами, входящими в программу, являются:
- основные данные о водном объекте;
- количественные данные об объемах сбрасываемых или изымаемых вод;
- наличие у организации очистных сооружений;
- результаты основных измерений, предоставляемых два раза в год, весной во время паводков и летом в межень;
- показатели, выявляемые в лабораторных условиях на основании пробы воды из данного водоема;
- характеристику и перечень основных мероприятий, направленных на изучение и контроль за экологическим состоянием водного объекта.
Основными мероприятиями по выявлению нарушений при использовании водного объекта являются:
- визуальное обследование;
- выявление показателей густоты эрозийной сети;
- площадь экосистемы с подсчетом дельты относительно данных, предоставленных в другой период наблюдений.
Программа составляется отдельно для каждого выпуска сточных вод. При разработке программы требуется точность определения координат на карте и времени отбора проб.
На прилагаемой к программе карте должны быть указаны следующие объекты:
- водовыпуски, акватории, водозаборы;
- створы наблюдений;
- прибрежная береговая полоса;
- земельные участки;
- эрозионная сеть, залуженные участки;
- растительность;
- схема канализации;
- набережная.
Решение о предоставлении водного объекта в пользование — это разрешительный документ, определяющий вид деятельности, срок и условия пользования водным объектом. На основании Решений водные объекты предоставляются в пользование (в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации) для:
- обеспечения обороны страны и безопасности государства;
- сброса сточных вод;
- строительства и реконструкции гидротехнических сооружений;
- создания стационарных и плавучих (подвижных) буровых установок (платформ), морских плавучих (передвижных) платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов;
- строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;
- разведки и добычи полезных ископаемых;
- проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 47 Водного кодекса Российской Федерации;
- подъема затонувших судов;
- сплава древесины;
- забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель;
- забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
Основанием для получения Решения является:
- Водный Кодекс РФ № 74-ФЗ;
- Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ;
- Постановление Правительства РФ № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование».
Для получения Решение о предоставлении водного объекта в пользование необходим подготовленный пакет документов, различающийся по регионам, включающий согласованную экологическую документацию. На примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области предварительно для Решения на сброс сточных вод нужно согласовать:
- Точку сброса сточных вод;
- Программу регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной.
Кроме того, пакет документов содержит: графические материалы, расчет и обоснование образующихся и сбрасываемых сточных вод (баланс водопотребления и водоотведения), сведения об очистных сооружениях и т.д.
После получения Решения о предоставлении водного объекта в пользование предприятие становится водопользователем с соответствующими обязанностями по контролю, выполнению условий водопользования и отчетности (мы готовы предложить экологическое сопровождение водопользователя).
Штраф за отсутствие программы наблюдения за водным объектом.
При отсутствии программы наблюдения за водным объектом, у предприятия-водопользователя, согласно российскому законодательству, на виновника накладываются меры административного характера, установленные «Кодексом об административных правонарушениях».
КОАП РФ регламентирует применение административных наказаний при нарушении основных правил охраны водных объектов, правил водопользования и эксплуатации водоохранных сооружений.
Согласно статье 8.13 КОАП РФ нарушение требований по охране водных объектов, которое повлекло за собой их засорение, истощение и другие, неприятные для водного объекта последствия, влечет за собой штраф, накладываемый на организацию в размере от 150 тыс. руб. до 300 тыс. руб.
Согласно статье 8.14 КОАП РФ нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет за собой наложение штрафа на юридическое лицо в размере от 80 тыс. руб. до 100 тыс. руб., либо приостановление деятельности предприятия до 90 суток.
Согласно статье 8.15 КОАП РФ нарушение эксплуатации водоохранных сооружений влечет за собой штраф в размере от 80 тыс. руб. до 120 тыс. руб.