Ната Рогожинская

Ната Рогожинская

Должность в компании: директор по развитию

Область деятельности: разработка и реализация маркетингового плана; поиск, тестирование, оценка и улучшение каналов продвижения услуг компании; создание и улучшение точек контакта с клиентами; создание и развитие бренда и позиционирования компании; администрирование и развитие корпоративного сайта компании; копирайтинг, организация и проведение PR-акций; ведение электронной рассылки для подписчиков.

Образование: Высшее, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, степень магистра по направлению подготовки «Менеджмент», магистерская программа «Промышленный маркетинг менеджмент»

Интервью: Скрыть Нажмите, чтобы узнать подробности

Ната, начнем с того, что такое маркетинг? Насколько я знаю, определений больше сотни.
Да, определений маркетинга много. В моём понимании — это привлечение новых и удержание старых клиентов путем предоставления нужной им выгоды с получением прибыли для компании. Если кратко, маркетинг – это привлечение и удержание клиентов.

Давно в России появился маркетинг? Как работается маркетологам? И востребована ли профессия?

Думаю, маркетинг стал появляться в стране в конце 90-х годов. После распада СССР,  и ввоза в страну зарубежных товаров. Пример одного из первых маркетологов — главный герой романа Пелевина «Generation P», который сочинял слоганы для брендов.  Это маркетолог-копирайтер.

Как работается маркетологам? Не знаю как всем маркетологам, но мне хорошо. :)

По поводу востребованности нашего брата. Считаю, маркетологи становятся нужны, когда есть здоровая конкуренция на рынке, где необходимо выделяться на фоне остальных.
Более полутора лет назад, когда я искала работу по специальности, поиск подходящего варианта занял месяц.
Но еще нужно различать направления деятельности маркетолога.

Есть маркетолог-аналитик. Этот специалист, как правило, работает в магазинах с много тысячной товарной номенклатурой. Анализирует её, рекомендует решения по поводу ценообразования, продвижения товаров; мониторит цены конкурентов.

Есть маркетологи-медиапланировщики. Эти ребята (как правило, парни) планируют рекламные кампании для своих клиентов на радио, телевидении, в печатных СМИ. В основном, они работают в штате рекламных агентств.

Еще одна категория —маркетологи-исследователи. Занимаются организацией, проведением и анализом маркетинговых исследований. Они тоже  «оседают» в агентствах типа Gallap, «Гортис», «Той-опинион» , MixResearch …

Есть PR-менеджеры, которые работают над созданием положительного имиджа компании в глазах целевой аудитории путем организации акций, публикаций в СМИ, запуска различных легенд о компании.

А есть маркетологи-продвиженцы. Или маркетеры. От них зависят продажи компании, потому что продвиженцы осваивают, внедряют, а бывают, что и создают новые каналы продвижения.  Я имею в виду сайт, контекстную рекламу, рекламу в газетах и журналах, наружную рекламу, баннеры, рекламу на телевидении и много другое. Чем больше хорошо работающих каналов, тем больше обращений в компанию. Вот этим, как раз, занимаюсь я в «Экологических услугах».

Почему ты выбрала именно такую специальность?

Случайно. Как и все важные решения в моей жизни. В Алма-Ате, где я родилась и выросла, в 11 классе сдала экзамены выездной комиссии Политеха и поступила на какой-то там менеджмент. Направление мне выбрали родители, а я не особо сопротивлялась.

Хотя в школе хотела стать журналистом-репортером, и чтобы ездить строго в «горячие точки»! :)

Но когда мы переехали в Петербург, оказалось, что на тот самый менеджмент мест не осталось. Мне посоветовали обратиться к зам.декану факультета по работе с иностранными студентами. Заместитель декана, мудрая женщина, задала мне тогда правильный вопрос: «Чего ты хочешь от будущей профессии?»

Я ответила, что жажду общения с людьми, хочу много путешествовать и зарабатывать приличные деньги. Тогда зам. декана отправила меня на кафедру «Предпринимательства и коммерции», где обучали маркетингу. Правда, предупредила, что будет сложно. Не обманула… :)

Мои запросы постепенно сбываются.

Как ты попала в «ЭУ»?

В начале 2013 года я заканчивала магистратуру, и нужно было искать место для прохождения преддипломной практики. Искала компанию «на вырост», чтобы не просто набрать материала и сдать практику, а остаться и работать после защиты диссертации.

Собеседование было очень сложным, а обучение еще хлеще. Генеральный директор выдал мне план. За 10 дней нужно было прочесть 10 книг по маркетингу, изучить основные положения экологических услуг, составить план по работе на первое время, выполнить еще несколько заданий по маркетингу и начать осваивать десятипальцевый слепой метод набора «Соло на клавиатуре». После обучения нужно было сдать зачет по всем заданиям и книгам.

Кстати, прежде чем попасть на собеседование, нужно было пройти 3 теста онлайн (один из них состоял из 80 вопросов), выслать результат, а также дать контакты предыдущих руководителей, чтобы директор мог позвонить и узнать, какой я работник.

Я прошла весь этот путь и так оказалась в «ЭУ». :)

Ната, чем сделанным в компании за 1,5 года ты гордишься?

Ната Рогожниская, маркетолог компании Экологические услуги

Есть чем гордиться. Но у меня постоянное чувство, что этого мало. Боюсь останавливаться и расслабляться.

Как сказал один человек, если ты рассказываешь о том, что действительно сделал, это не хвастовство. :)

В первую очередь, конечно, радуюсь возросшим количеством обращений в компанию. Если сравнить каждый месяц с этим же месяцем предыдущего года, то прирост лидов от 20% и выше.

Помимо тестирования и освоения каналов делается уйма работы. Сейчас расскажу.
Это сайт. В университете не уделялось должного внимания веб-программированию. Всё пришлось осваивать «с нуля», хотя бы для того, чтобы говорить на одном языке с программистами сайта.

Раньше сайт был информационным, а не продающим услуги. (Хотя прекрасно помню, что при устройстве на работу меня сильно зацепило интересное описание вакансии маркетолога). За последний год наш сайт сильно видоизменился:

  • стали другими тексты (для главных страниц услуг их пишу я);
  • появился онлайн-аудит для посетителей. За 3 минуты благодаря ему можно понять, какой основной экологической документации не хватает на предприятии;
  • появились свои собственные уникальные изображения услуг (понимаю, это мелочи, но для серьезной компании и поисковых систем это важно). Их разработал и создал талантливый Дмитрий Скобелев. Думаю, у него большое будущее, связанное с дизайном;
  • если вдруг посетитель введет что-то не то в адресную сроку сайта, ему покажется картинка с советом, как сохранить окружающую среду. :) Картинок там 9, они меняются рандомно;
  • когда посетитель сайта отправляет запрос через сайт или подписывается на рассылку, то после нажатия кнопки «Оправить», появляются разные забавные фото с сотрудниками компании;
  • если человек ведет переписку с любым нашим сотрудником, то обязательно в подписи увидит его фото – значит, будет иметь представление о том, с кем общается;
  • в прошлом месяце мы внедрили бесплатный номер для клиентов 8-800. К нам обращаются люди со всей России. Кстати, и здесь не обошлось без сюрприза – позвоните и услышите забавное приветствие директора… :)
  • теперь мы консультируем не только офлайн, но и онлайн. Сегодня практически ни один сайт не обходится без онлайн-консультанта. Но когда он у нас только появился, на сайтах наших дорогих конкурентов такого еще не было.
  • благодаря сотням статей, seo оптимизации и продвижению, в 2 раза выросла посещаемость сайта (замерять мы ее начали в марте 2013 года);
  • очень рада, что посетители сайта теперь знают наших сотрудников в лицо! Для большинства созданы личные странички. Клиенты могут узнать наших коллег поближе, посмотреть их сертификаты и награды, оставить отзыв.

Помимо работы на сайте мы стали вести рассылку для наших подписчиков. Показатели открываемости также вполне хорошие, даже отличные, я бы сказала. Подписчики дают обратную связь, которая очень-очень важна для маркетолога и компании.

Мы начали и развиваем направление «Вклад в экологию». Потому что корень в названии компании  — «эколог», а наша основная деятельность лишь помогает разрешать загрязнение окружающей среды. Теперь маленькими шагами мы приносим пользу другого рода. С согласия Песочинского лесничества курируем огромный парк «Осиновая роща». Проводим там уборки, ставим плакаты с призывами бросать мусор в контейнеры, которые, кстати, тоже устанавливаем с помощью партнеров. Весной будем сажать в парке деревья.

Ещё я очень счастлива, что мне доверили разработку и планомерное внедрение позиционирования компании, слогана и компонентов бренда.

Рада, что смогла организовать по рекомендации Игоря Манна библиотеку в нашем отделе. Пока она занимает одну полку. Книги приношу я, директор и руководитель отдела. Есть 3 категории: маркетинг, продажи, психология и саморазвитие. Раз в месяц мы собираемся всем отделом, едим пироги, выступаем с докладами о прочитанных книгах из трех категорий, обсуждаем, что будем внедрять в компанию. Такие встречи называются у нас «Избами-читальнями».

Что самое приятное в твоей работе?

Слушать раздающийся звук телефонного звонка и фраза Амарсаны «Да, конечно, мы этим занимаемся». :)

Как ты говоришь, это твоя любимая музыка.

Да, так оно и есть. :)

С какими сложностями ты встречаешься в работе?

Нехватка знаний. Идешь, как по минному полю. До устройства в «Экологические услуги» единственное, чем я занималась из маркетинга — это копирайтинг. И то, не считаю себя супер-пупер копирайтерам. Хоть мои рассылки приносили деньги и нравились людям.

Когда внедряешь что-то, чего никогда не делала, конечно, уходит время на изучение, освоение. Потом внедряешь – что-то идет не так, выясняется, что здесь и здесь ошибки. Устраняешь их, и по новой, пока не получишь положительного результата.

Встречаюсь с непрофессионализмом людей. Я имею в виду дизайнеров, программистов, сеошников, с которыми приходится общаться. Сейчас я уже подобрала людей из нужных сфер, которые отлично работают. Это копирайтер, программист, дизайнер и неплохое sео-агентство.

Давай поговорим о каналах продвижения? Какие работают для сферы услуг, какие нет?

В сфере услуг для b2b основные каналы это сайт, личные встречи и обучение целевой аудитории на семинарах.

Также на подмогу подойдет контекстная реклама, если ее грамотно настроить.

Что у тебя в планах на ближайший профессиональный год?

Продолжать внедрение позиционирования, организовывать обучающие семинары, разработать и запустить новое УТП (а то наш мини-аудит уже все конкуренты скопировали :)), заниматься общественной деятельностью (Эко-Пикники, посадка деревьев, сбор вещей на переработку).
Также тестировать и пробовать новинки рекламы.

Ната Рогожинская, маркетолог компании Экологические услугиКакие книги по маркетингу ты посоветуешь?

Книги Манна «Маркетинг на 100%», «Маркетинг без бюджета», «Эффективное коммерческое предложение» Дениса Каплунова, «Больше денег от вашего бизнеса» Александра Левитаса, Дэвида Огилви «О рекламе», «Мастерство презентации» Алексея Каптырева.

Очень люблю книги Манна. Они реально простые, интересные и практические. Видно, что он хочет научить людей, а не показать сложными фразами, теоретическими рассуждениями и «водой», какой он крутой ученый. Этим страдают многие американские авторы, к сожалению.

Какой можешь дать совет ребятам, которые только учатся на маркетологов, и хотят работать по специальности?

В период обучения читайте как можно больше специализированной литературы по маркетингу — Манна, Левитаса, Кота, Каплунова, Траута (для ознакомления), Шугермана.
Освойте язык html (это база для интернет-маркетолога). Научитесь хорошо работать в Photoshop. Может пригодиться и сбережет время.

Но это о навыках.

Главное – обозначьте и пропишите свою профессиональную цель. Чего ВЫ хотите добиться, для чего ВАМ это нужно, когда ВЫ планируете этого добиться и что для этого будете делать.

Потом следуйте плану и не отступайте! :)

Еще один навык, который я советую развивать молодым специалистам – это планирование времени. Просто прочтите книгу «Тайм-драйв» Глеба Архангельского и пользуйтесь теми знаниями, которые прочли.

Думайте позитивно, даже когда это не всегда уместно.

Еще важно брать на себя как можно больше ответственности. Чем ее больше, тем больше добиваешься в жизни. Я в это верю.

Ната, спасибо тебе большое за интервью! Успехов тебе в работе!

Дата публикации 01.08.2014

Интервью брала Амарсана Арсалонова

В раздел «Наши сотрудники»

Возврат к списку