Экологическое сопровождение (экологический аутсорсинг): всё, что вы должны знать

Знакомы ли Вам такие ситуации?

  • Грядет проверка надзорных органов, а документация еще не готова;
  • Штатный эколог не справляется, совершает ошибки в отчетах, или вообще ушел;
  • Предприятие входит на российский рынок, или выходит на международный, для этого требуются специальные документы;
  • Или же частные случаи, требующие особой своевременной подготовки, такие как, например: участие в тендере, сдача строящегося объекта, жалобы населения на предприятие и тому подобные.

 

Что можно сделать в таких ситуациях?

Например, передать решение подобных задач на экологическое сопровождение (или другими словами - аутсорсинг) профильной компании.

 

Экологическое сопровождение (или аутсорсинг) предполагает полную или частичную передачу функций по подготовке и сдаче всех форм экологической отчетности штатных экологов сторонней организации.

То есть, заключив договор на осуществление услуг «Экологического сопровождения», организация-заказчик приобретает целый штат квалифицированных сотрудников, которые будут формировать необходимые документы и отчеты, а также самостоятельно подавать их в соответствующие государственные органы точно в срок.

 

Кому необходима услуга?

Любое предприятие еще на этапе создания, а также в процессе производственной деятельности обязано соблюдать нормы и требования законодательства в области охраны окружающей среды. А это значит, что все юридические лица и индивидуальные предприниматели, работающие на территории Российской Федерации, должны:

  • Вести журнал учета движения отходов на предприятии;
  • Встать на экологический учет и получить свидетельство о присвоении категории;
  • Ежегодно подавать статистическую отчетность по форме 2-ТП (отходы, воздух, водхоз) (в зависимости от наличия негативного воздействия на объекте);
  • Ежегодно вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду и подавать декларацию о негативном воздействии (освобождаются только предприятия 4 категории);
  • И подавать отчет о ПЭК (для объектов 1-3 категорий)

 

А так же существуют обязательные проекты на предприятии, необходимые для формирования отчетности:

  • Отчет об инвентаризации стационарных источников выбросов
  • Порядок экологического контроля (или ПЭК) (для объектов 1-3 категорий);

 

Что включает «экологическое сопровождение»?

Комплекс услуг, определяемых рамками договора на экологическое сопровождение, подбирается индивидуально с учетом специфики деятельности предприятия и характера его производственного процесса.

Для каждого предприятия экологическая документация разрабатывается по индивидуальной схеме и может включать:

  • сбор первичной информации и выявление потребности в видах документации;
  • разработку инструкций, включая издание приказов и распоряжений;
  • сдачу квартальной и годовой экологической отчётности в территориальные надзорные органы (например, отчеты в региональный кадастр отходов, формы 2-ТП-воздух, отходы, водхоз, декларация расчета платы и отчет о ПЭК);
  • сопровождение при проверках;
  • консультации по вопросам соблюдения экологического законодательства;
  • консультации по вопросам соблюдения экологического законодательства;
  • разработка другой необходимой экологической документации (проектов СЗЗ, ПДВ, НДС, ПНООЛР, их согласование).
  • ведение журналов учета.

 

Процесс работы

1. Экологический аутсорсинг начинается с согласования перечня работ, которые будут включены в договор. Также договором определяются права и обязанности сторон. В некоторых случаях началу работы будет предшествовать экологический аудит, который проведут высококвалифицированные специалисты для определения перечня необходимых к разработке документов и только после – согласование и заключение договора;

2. За конкретным предприятием закрепляется личный инженер-эколог, на которого возлагаются функции штатного эколога предприятия

3. Формирование и подача в срок отчетов, заполнение журналов, консультации заказчика по возникающим вопросам и сходным данным для разработки в течение срока действия договора.

4. Передача всех экземпляров разработанных документов заказчику.

 

Плюсы и минусы экосопровождения

Передача экологического документооборота в руки сторонней организации имеет свои плюсы:

  • У руководителя предприятия отпадет необходимость контролировать вопросы, связанные с экологическими правоотношениями. (Таких вопросов на предприятии, как правило, накапливается достаточно много.) Их решение после заключения соответствующего договора ляжет на плечи компании, осуществляющей экологическое сопровождение. (Это позволит освободить время руководителя или ответственного лица на предприятии.)
  • Привлечение сторонней организации поможет сэкономить средства предприятия. (Исчезнет надобность содержать штатных экологов, приобретать специализированное программное обеспечение, стоимость которого достаточно высока, а также дополнительную оргтехнику.)
  • Уровень квалификации экологов в проектных организациях, как правило, высок, что сводит к минимуму возможность ошибок при составлении экологической документации.

 

Минусы:

Минус такого сотрудничества только один – необходимость оплачивать абонентскую плату по договору. Однако ее размер значительно ниже, чем расходы по содержанию штатных экологов и уплата штрафов за неквалифицированное составление отчетов.

 

Штрафы

За нарушение экологического законодательства компании могут быть оштрафованы (разновидностям штрафов посвящена целая 8 глава КоАП статьи с 8.1 по 8.49).

К примеру, за нарушение правил обращения с отходами на индивидуального предпринимателя налагается штраф от 30 000 до 50 000 рублей; на юридическое лицо - от 100 000 до 250 000 рублей. Особо ярых нарушителей надзорные органы наказывают приостановлением деятельности на 3 месяца.

За нарушение правил охраны атмосферного воздуха предприятие могут оштрафовать суммой от 180 000 до 250 000 рублей.

С тех, кто нарушит правила водопользования КоАП обещает взыскать штраф от 80 000 до 100 000 рублей. Или приостановку работы на 3 месяца.

 

Видео-урок «Экологическое сопровождение»