Новая лицензия на отходы: получать или нет?

Интервью с Дорониным Олегом Леонидовичем, генеральным директором компании "Экологические услуги" (г. Санкт-Петербург)

Интервью с генеральным директором проектной организации «Экологические услуги» Дорониным Олегом Леонидовичем

На рис.: результат одного из видов обращения с отходами - утилизации (использования)

Олег Леонидович, расскажите, чем отличается лицензия по отходам, которая была актуальна до лета 2015 года от той, которую нужно получить в 2016 году
До лета 2015 года лицензировалась деятельность только по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности. С 1 января 2016 года лицензию необходимо иметь тем юридическим лицам, которые взаимодействуют с отходами 1-4 класса опасности в части сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов.

Кому сейчас нужна лицензия на отходы? И каким компаниям можно обойтись без неё?
С 1 января 2016 года лицензия на отходы обязательно понадобится всем компаниям, которые осуществляют сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов 1-4 класса опасности. Это транспортные компании, заводы по переработке отходов, жилищные хозяйства, полигоны.

Во-первых, лицензия на отходы 1-4 класса не потребуется организациям, которые осуществляют те же виды деятельности, но с отходами V класса опасности. Во-вторых, компаниям, которые накапливают отходы I-V классов опасности, а также тем, кто обращается с медицинскими и биологическими отходами.

Как быть с медицинскими отходами?
На медицинские и биологические отходы лицензия по отходам не нужна. Необходимо получить санитарно-эпидемиологическое заключение на площадку, где будет осуществляться деятельность по обращению с медицинскими отходами.

Какие действия необходимо предпринять компаниям для своевременного получения лицензии? К сожалению, говорить о своевременности получения документа сейчас уже поздно. Даже если природопользователь немедленно запустит процесс, к 1 января 2016 года не успеет получить лицензию на отходы. В среднем, срок получения документа займет полгода, если считать от момента запуска работы и подписания акта приема-передачи исходных данных с заказчиком до получения лицензии.

На дворе июнь 2016 года. Скольким компаниям "Экологические услуги" успела получить лицензию на отходы по новому закону №459?
На текущий момент мы успели получить 6 новых лицензий.

Были ли отказы на стадии согласования. Почему?
Да, трижды мы получили отказы.

В первый раз из-за неправильно оформленных договоров аренды на участок под стоянку и здание под офис. Будущий лицензиат снимал не помещение в аренду, а отдельные рабочие места в бизнес-центре. Из-за этого получили отказ.

Во втором случае инспектор Росприроднадзора в одном областном центре России просил установить контейнер по сбору собственных отходов в офисе, который снимал будущий лицензиат.
Третий случай был, когда инспектор Росприроднадзора посчитал, что индивидуальный предприниматель не имеет права снимать офис. Поэтому должен показывать свою квартиру, и в ней ставить контейнер для сбора отходов.

Тут два варианта действий: или судиться с надзорным органом, или играть по их правилам, чтобы получить лицензию на отходы в срок.

Каков процесс получения лицензии, и кто в нем участвует?
Как всегда, все начинается со сбора исходных данных. По опыту скажу, что это самый важный этап, потому что скорость получения лицензии зависит от того, как скоро клиент предоставит материал для работы.

В нашей компании практикуется сбор исходных данных за клиента, однако некоторую информацию ему проще собрать самому. Например, имена водителей и людей, работающих с отходами предприятия; адрес площадки, где ведется деятельность; информацию об оборудовании, на котором планируется работа; технология обращения с отходами, которая будет происходить на предприятии (обработка, утилизация и обезвреживание отходов).

Именно поэтому при заключении договора мы просим клиента назначить ответственное со своей стороны лицо, которое соберет часть исходных данных. Результатом этапа является подписанный акт приема-передачи исходных данных.

После получения исходных данных мы готовим материалы обоснования намечаемой деятельности по обращению с отходами. Результат этапа - согласованные с заказчиком материалы обоснования.

Далее материал направляется на согласование в экспертную организацию. (К примеру, Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» или любая другая согласно Приказу от 12 ноября 2007 года №319 «О перечне организаций, осуществляющих санитарно-эпидемилогические экспертизы).


Этап считается пройденным после получения положительного экспертного заключения о соответствии материалов обоснования деятельности по обращению с отходами санитарным правилам и нормам.

Однако ФБУЗ – лишь первый из трех органов согласования лицензии. После него документы с одобренными ФБУЗ материалами обоснования направляются на согласование в Роспотребнадзор (Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу). И здесь мы должны получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии намечаемой деятельности с отходами санитарным правилам и нормам.

Заключительной стадией на пути к получению лицензии является согласование документов в Росприроднадзоре (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования), который в итоге и принимает решение о выдаче лицензии и подкрепляет это выдачей природпользователю официального документа «Лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности». К лицензии прилагается перечень отходов, с которыми разрешается осуществлять деятельность.

Полученную лицензию наша компания передает клиенту. Теперь работа считается выполненной.

Какие выгоды приобретает организация, получившая лицензию на деятельность по обращению с отходами?
Во-первых, такие компании начинают работать в законно-правовом поле по видам деятельности, на которые получена лицензия на отходы 1-4 класса.

Во-вторых, она, может не опасаться штрафов за деятельность без лицензии.

В-третьих, у такой организации существенно повышаются шансы на победу в тендерах и закупках, где требуется лицензия на отходы. А значит, есть реальное конкурентное преимущество на пути к увеличению прибыли и развитию бизнеса.

Какие последствия возникнут, если компания будет работать без лицензии?
За отсутствие лицензии предусмотрены административное и уголовное наказания. Штраф от 100 000 до 250 000 рублей (КоАП ст. 8.2). И лишение свободы до трех лет в случае осуществления предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случае, когда такая лицензия обязательна. (Подробнее можно посмотреть в УК РФ ст. 171).


С какими трудностями сталкивается исполнитель и клиент на пути к получению лицензии на отходы?
Я думаю, что самое сложное для исполнителя –это донести до заказчика идею, что процесс получения лицензии запустится только тогда, когда будут предоставлены все исходные данные для полноценной работы исполнителя. И подпишется акт приема-передачи материала.

Кроме того, заказчику стоит набраться терпения, ожидая пока документы пройдут все стадии согласования. Тем более, если на этапе передачи исходных данных он сделал всё как надо, ему остается только ждать 5,5-6 месяцев. Потому что последующие стадии уже полностью зависят от компетентности исполнителя работы.

Июнь 2015



Соколова Наталья Романовна, начальник управления государственного экологического надзора «Росприроднадзора»
о новом законе №459 по лицензированию и обращению с отходами


Лицензия на отходы

подробнее об услуге

Была ли полезна статья?
Да Нет
Свой вариант