Лицензия на сбор отходов: рассмотрим процедуру получения документа
Статья будет интересна предпринимателям и сотрудникам компаний, чья деятельность связана со сбором отходов.
По ФЗ-89, сбор отходов - это прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
Сбор отходов – это составная часть деятельности по обращению с отходами (см. рисунок ниже).
Рис. Обращение с отходами как комплекс различных работ (на картинке не добавлен еще один вид обращения с отходами - накопление)
Формально получается не лицензия на сбор отходов, а лицензия на обращение с отходами I – IV классов опасности, в самом документе конкретизируются виды обращения с отходами и классы опасности.
Обеспечиваем площадку всем необходимым оборудованием для сбора отходов.
Техника для сбора варьируется в зависимости от стандартов отрасли и свойств отходов. Наиболее распространены контейнеры:
Для контейнеров должны быть оборудованы контейнерные площадки.
С 4 июня 2017 вступает в силу СП 262.1325800.2016 – правила проектирования и строительства контейнерных площадок для промышленных и транспортных предприятий. В них приведены ограничения на физические характеристики контейнерных площадок предприятий. Вот некоторые из них:
На промышленной контейнерной площадке должны находиться:
Обучаем работников.
Учебные центры за основу своих курсов берут две программы, которых требует придерживаться наше государство:
При нарушении хотя бы одного из этих трех условий (наличие паспортов отходов, оборудования, обучения сотрудников) лицензию получить не удастся.
Лицензия на сбор отходов I – IV классов требует прохождения предприятием экологической экспертизы и получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам имущества, которое будет задействовано в этой деятельности (Приказ Роспотребнадзора N 224). Поэтому сначала необходимо согласовать "право" заниматься сбором отходов в двух инстанциях: ФБУЗ и Роспотребнадзоре.
Пояснительная записка, которая должна включать:
Прикладываем к пояснительной записке копии документов, которые подтверждают соблюдение всех лицензионных условий для работ по сбору отходов, а именно:
ФБУЗ изучает документацию, затем выезжает на предприятие, чтобы сравнить написанное на бумаге с реальной обстановкой в компании.
Если не обнаружено расхождений с предоставленной информацией и нарушений лицензионных условий, ФБУЗ выдает экспертное заключение о соответствии санитарным правилам и нормам, а конкретно СанПиН 2.1.7.1322-03 и СП 2.1.7.1386-03. Экспертное заключение на вид деятельности не имеет срока действия.
Обычно согласование во ФБУЗ занимает приблизительно месяц. По закону эта процедура не может длиться дольше двух месяцев.
В течение 30 календарных дней (20 – если материалы подавались в электронном виде) специалисты Роспотребнадзора изучают представленную документацию на удовлетворение следующим требованиям:
Положительным результатом рассмотрения поданных материалов является санитарно-эпидемиологическое заключение, которое свидетельствует, что оборудование, помещения и сама деятельность удовлетворяют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
Основанием возврата документов на доработку являются: ошибки в оформлении документов, неполная комплектность и расхождение содержания с реальностью.
Роспотребнадзор вправе отказать в последующем рассмотрении и в услуге в целом при отсутствии или ложности данных о заказчике в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, а также при обнаружении недостоверной информации в экспертном заключении и других документах, связанных с экспертизой.
Теперь, когда мы подготовили всю исходную базу и оформили необходимые документы, обращаемся непосредственно за лицензией в Росприроднадзор.
Если лицензируется деятельность, которая включает сбор отходов, то к заявлению прикладываются:
Всю документацию можно подать через Интернет. В этом случае она должна быть подкреплена усиленной электронной подписью соискателя.
В течение следующих 20 дней Росприроднадзором проверяются поданные документы на оформление, полноту и достоверность запрашиваемой информации. Если подача документов происходила через Интернет, то проверяется на подлинность усиленная квалификационная электронная подпись.
Если ни по одному критерию не выявлено нарушений, ответственный инспектор выезжает с проверкой на предприятие заявителя. При проверке инспектором изучаются:
Если не было обнаружено каких-либо несоответствий по указанным требованиям, составляется подробный акт проверки, затем в течение двух дней предприятию выдается лицензия.
Итого весь процесс получения лицензии «с нуля» занимает до 5,5 – 6,5 месяцев.
Ниже можно ознакомиться со списком источников, которые помогут разобраться в тонкостях лицензирования этой деятельности:
89-ФЗ от 24.06.1998 – здесь разъясняется, что такое отходы производства и другие понятия, связанные со сферой отходов; изложены требования в области обращения, приведены методы государственного регулирования деятельности;
99-ФЗ от 04.05.2011 – это закон о лицензировании, в нем можно найти, на какую деятельности в нашей стране нужна лицензия и как в целом осуществляется лицензирование;
Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 – здесь обобщенно описан ход лицензирования в сфере обращения с отходами;
Приказ Минприроды России от 01.07.2016 N 379 – приводит подробный алгоритм оформления лицензии, в котором перечислены требуемые документы, сроки, чем руководствуются органы при решении, описан порядок обжалования принятых решений.
Определение сбора отходов
Уточним для начала, что такое сбор отходов и что в него входит.По ФЗ-89, сбор отходов - это прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
Сбор отходов – это составная часть деятельности по обращению с отходами (см. рисунок ниже).
Рис. Обращение с отходами как комплекс различных работ (на картинке не добавлен еще один вид обращения с отходами - накопление)
Обязательно ли оформлять лицензию на сбор отходов?
Законодательство России заставляет компании и предпринимателей, занятых сбором отходов I-IV классов, получать лицензию на эту деятельность (89-ФЗ, 99-ФЗ).Формально получается не лицензия на сбор отходов, а лицензия на обращение с отходами I – IV классов опасности, в самом документе конкретизируются виды обращения с отходами и классы опасности.
Поэтапное получение
Лицензирование – трудоемкий процесс, в ходе которого предприятие работает с большим количеством исходных данных, взаимодействует с различными органами власти. Разберем, что нужно делать, пошагово.1. Соблюдаем лицензионные требования
Выявляем все виды отходов, которые компания планирует собирать. Классифицируем их – получаем на каждый вид паспорт отхода.Обеспечиваем площадку всем необходимым оборудованием для сбора отходов.
Техника для сбора варьируется в зависимости от стандартов отрасли и свойств отходов. Наиболее распространены контейнеры:
- стационарные;
- передвижные;
- с возможностью сортировки (активно используются в медицине);
- специализированные (например, для ртутных ламп).
Для контейнеров должны быть оборудованы контейнерные площадки.
С 4 июня 2017 вступает в силу СП 262.1325800.2016 – правила проектирования и строительства контейнерных площадок для промышленных и транспортных предприятий. В них приведены ограничения на физические характеристики контейнерных площадок предприятий. Вот некоторые из них:
- площадь не более 23 000 м2;
- контейнеропоток не более 50 000 ДФЭ грузов в год,
Примечание: в ДФЭ ("Двадцатифутовый эквивалент") измеряется вместимость грузовых средств, в т. ч. контейнеров; - единовременно на площадке не может находиться более 1 000 ДФЭ;
- ярусов складирования не более четырех.
На промышленной контейнерной площадке должны находиться:
- территория для хранения контейнеров;
- место для разгрузки/погрузки транспорта (грузовой фронт);
- подъездные пути и проезды;
- крытое помещение для ремонта контейнеров;
- ливневая канализация;
- системы безопасности;
- устройства освещения.
Обучаем работников.
Учебные центры за основу своих курсов берут две программы, которых требует придерживаться наше государство:
- "Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами"- для управленцев и специалистов;
- "Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами" – если работник не управленец и не специалист.
При нарушении хотя бы одного из этих трех условий (наличие паспортов отходов, оборудования, обучения сотрудников) лицензию получить не удастся.
Лицензия на сбор отходов I – IV классов требует прохождения предприятием экологической экспертизы и получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам имущества, которое будет задействовано в этой деятельности (Приказ Роспотребнадзора N 224). Поэтому сначала необходимо согласовать "право" заниматься сбором отходов в двух инстанциях: ФБУЗ и Роспотребнадзоре.
2. Собираем документы и отправляем во ФБУЗ:
Учредительная документация;Пояснительная записка, которая должна включать:
- аннотацию;
- сведения о соискателе и его основной деятельности;
- сведения о работах по обращению с отходами;
- пояснение, какие рабочие процессы приводят к образованию отходов;
Прикладываем к пояснительной записке копии документов, которые подтверждают соблюдение всех лицензионных условий для работ по сбору отходов, а именно:
- наличие зданий и помещений, участие которых предполагается в заявленных работах;
- профподготовку и профпригодность работников, занятых в сборе отходов;
- для соискателя-ЮЛ наличие сотрудника, который отвечает за допуск остальных сотрудников компании к работе с отходами I - IV классов.
ФБУЗ изучает документацию, затем выезжает на предприятие, чтобы сравнить написанное на бумаге с реальной обстановкой в компании.
Если не обнаружено расхождений с предоставленной информацией и нарушений лицензионных условий, ФБУЗ выдает экспертное заключение о соответствии санитарным правилам и нормам, а конкретно СанПиН 2.1.7.1322-03 и СП 2.1.7.1386-03. Экспертное заключение на вид деятельности не имеет срока действия.
Обычно согласование во ФБУЗ занимает приблизительно месяц. По закону эта процедура не может длиться дольше двух месяцев.
3. Получаем санэпидзаключение в Роспотребнадзоре
Заявление на получение санитарно-эпидемиологического заключения составляется путем заполнения установленной формы (можно найти в Приложении 1 Приказа Роспотребнадзора N 775). К заявлению прилагается экспертное заключение из ФБУЗ, и все передается в местный Роспотребнадзор.В течение 30 календарных дней (20 – если материалы подавались в электронном виде) специалисты Роспотребнадзора изучают представленную документацию на удовлетворение следующим требованиям:
- комплект документов предоставлен полностью;
- все предоставленные документы оформлены правильно;
- содержание отвечает требованиям законодательства и включает всю запрашиваемую информацию;
- вся информация достоверна, факты не противоречат друг другу;
- испытательная лаборатория имеет аккредитацию в должной области;
- результаты экспертизы показали, что заказчик не нарушает в процессе своей деятельности санитарные правила и нормы;
- предприятие-соискатель исследовано по всем необходимым параметрам, при этом ФБУЗ придерживался только законных методик.
Положительным результатом рассмотрения поданных материалов является санитарно-эпидемиологическое заключение, которое свидетельствует, что оборудование, помещения и сама деятельность удовлетворяют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
Основанием возврата документов на доработку являются: ошибки в оформлении документов, неполная комплектность и расхождение содержания с реальностью.
Роспотребнадзор вправе отказать в последующем рассмотрении и в услуге в целом при отсутствии или ложности данных о заказчике в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, а также при обнаружении недостоверной информации в экспертном заключении и других документах, связанных с экспертизой.
Теперь, когда мы подготовили всю исходную базу и оформили необходимые документы, обращаемся непосредственно за лицензией в Росприроднадзор.
4. Получаем лицензию в Росприроднадзоре
Для этого заполняется заявление (пример можно посмотреть в Приказе Росприроднадзора от 16.03.2016 N 132).Если лицензируется деятельность, которая включает сбор отходов, то к заявлению прикладываются:
- перечень отходов, с которыми работает предприятие, с указанием названия, номера по классификационному каталогу отходов, класса опасности каждого и операций, где задействован отход или группа их;
- реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения, которые было получено в Роспотребнадзоре.
Всю документацию можно подать через Интернет. В этом случае она должна быть подкреплена усиленной электронной подписью соискателя.
В течение следующих 20 дней Росприроднадзором проверяются поданные документы на оформление, полноту и достоверность запрашиваемой информации. Если подача документов происходила через Интернет, то проверяется на подлинность усиленная квалификационная электронная подпись.
Если ни по одному критерию не выявлено нарушений, ответственный инспектор выезжает с проверкой на предприятие заявителя. При проверке инспектором изучаются:
- Соответствие производственной площадки лицензионным требованиям (есть паспорта на все отходы, материальная база подготовлена, сотрудники обучены);
- Наличие у сотрудников, допущенных к операция с отходами, положительных результатов медицинских осмотров и соответствующей квалификации в этой сфере.
Если не было обнаружено каких-либо несоответствий по указанным требованиям, составляется подробный акт проверки, затем в течение двух дней предприятию выдается лицензия.
Сколько времени занимает получение лицензии
Подведем итог по сроку, в течение которого получается лицензия на сбор отходов:- составление всей исходной документации, которая запрашивается на начальных этапах проверки – до 2 месяцев;
- получение экспертного заключения от ФБУЗ – около месяца;
- получение санэпидзаключения в Роспотребнадзоре – до 30 календарных дней;
- подача документов в Росприроднадзор и прохождение проверки документарной и выездной – до 1,5 месяца или до 2,5 месяцев в случае, если требуется внести поправки в представленный комплект документов.
Итого весь процесс получения лицензии «с нуля» занимает до 5,5 – 6,5 месяцев.
Где можно найти информацию о лицензии на сбор отходов
Юридическая подкованность значительно сокращает срок получения лицензии. Если вы заранее знаете, какие лицензионные условия предъявляются к вашей деятельности, какие бумаги запрашиваются в разных инстанциях и на каких этапах следует быть особо внимательным, то получение лицензии не станет проблемой.Ниже можно ознакомиться со списком источников, которые помогут разобраться в тонкостях лицензирования этой деятельности:
89-ФЗ от 24.06.1998 – здесь разъясняется, что такое отходы производства и другие понятия, связанные со сферой отходов; изложены требования в области обращения, приведены методы государственного регулирования деятельности;
99-ФЗ от 04.05.2011 – это закон о лицензировании, в нем можно найти, на какую деятельности в нашей стране нужна лицензия и как в целом осуществляется лицензирование;
Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 – здесь обобщенно описан ход лицензирования в сфере обращения с отходами;
Приказ Минприроды России от 01.07.2016 N 379 – приводит подробный алгоритм оформления лицензии, в котором перечислены требуемые документы, сроки, чем руководствуются органы при решении, описан порядок обжалования принятых решений.
Остались вопросы по статье?
Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на подготовку документов для получения лицензии на сбор отходов можно обратившись по почте office@ecolusspb.ru или по номеру 8-800-500-81-25.Лицензия на отходы